Страхование гражданской ответственности за причинение вреда в результате пожара в России

Опубликована в марте 2010г.


МЧС России представило на обсуждение разработанный проект ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "Об обязательном страховании гражданской ответственности за причинение вреда в результате пожара". Ознакомиться с ним можно на сайте МЧС http://www.mchs.gov.ru/portal_previews/detail.php?ID=29666

Настораживает то, что данный закон, вероятно подержат в Гос.Думе и в Правительстве, так как его проталкивает глава МЧС.

От МЧС России, хотелось бы увидать более универсальный проект закона, который бы защитил жителей России и их дома (квартиры) не только от пожаров и их последствий, но и защитил бы одновременно от наводнений, ураганов и других опасных случаев.

Нынешний вариант проекта закона имеет ряд недостатков.

Главным недостатком является то, что договор об обязательном страховании, не страхует недвижимое имущество страхователя.

Это записано в статье 7, пункт. 6. По договору обязательного противопожарного страхования страховщик не возмещает: 1) вред, причиненный имуществу страхователя;

(Примечание: страхователь – владелец недвижимого имущества, заключивший со страховщиком договор обязательного противопожарного страхования;

недвижимое имущество – объект капитального строительства, в том числе здание, строение, сооружение, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек)

Вторым недостатком является то, что в проекте закона для страхователя нет запрета на заключение договора с владельцем недвижимого имущества (хотя бы для юридического лица), при условиях, когда в помещениях имеются грубые нарушения противопожарной безопасности. Соответственно данные условия (их подробный перечень) должны быть указаны в законе.

Это нужно, потому что сейчас страховая компания заключает договор страхования, без выезда своего представителя для осмотра недвижимого имущества. Ей особо не важно, какие нарушения противопожарной безопасности присутствуют, главное для неё на которую сумму страхуется недвижимое имущество.

Отсюда возможны повторения пожара, который был в Перми.

Третьим недостатком является то, что не прописано, как страховать недвижимое имущество (квартиры) граждан находящиеся в многоэтажных домах признанных аварийными.

Потому что не одна частная страховая компания не возьмет на себя большой риск по страхованию квартир в аварийных домах.

Четвёртым недостатком является то, что делать с владельцами квартир (домов) которые откажутся (не будут) страховать своё недвижимое имущество. К примеру наркоманы, алкоголики, безработные имеющие крупные задолжности по квартплате и коммунальным платежам и взыскать с них денег не удаётся годами. Кстати они чаше всего являются причиной (основным человеческим фактором) возникновения пожара.

Из проекта закона следует, что возмещение ущерба от пожара в данных случаях будет осуществляться из компенсационных выплат – из своих же уплаченных страховых взносов. Но это не уменьшит количество пожаров совершённых по их вине.

Хоть и записано в проекте закона - 4. Владельцы недвижимого имущества, риск ответственности которых не застрахован в форме обязательного противопожарного страхования, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Надо признать, у нас нет в законодательстве достаточных способов взыскать деньги с подобных неплательщиков, тем более повысить противопожарную безопасность в их местах проживания.

Пятым недостатком является то, что в проекте закона не указаны коэффициенты. При неправильном указании коэффициентов, может быть несправедливый перекос по уплате больших страховых взносов владельцами частных домов.

Шестым недостатком является то, что из проекта закона видно, что не предусмотрена заинтересованность страховой компании в уменьшении количества пожаров, в уменьшении вреда здоровью, жизни людей и их имущества. Статья 6. пункт 4. Доля страховой премии, непосредственно предназначенная для осуществления страховых и компенсационных выплат потерпевшим, а также превентивных (предупредительных) мероприятий, не может составлять менее 80 процентов страховой премии. Статья 23. пункт 1. В случае, если при осуществлении обязательного противопожарного страхования разница между доходами и расходами страховщика за один год превышает 5 процентов от доходов, сумма превышения направляется страховщиком на формирование страхового резерва для компенсации расходов на осуществление страховых выплат в последующие годы.

Попытаемся посчитать, во сколько обойдётся страховка. Воспользуемся статистикой пожаров в Российской Федерации. Данные приблизительные. Количество пожаров 185758, погибло при них 13765 людей, прямой ущерб от пожаров представлен на 1-е полугодие 6 млрд. 8 млн. рублей (за год, умножим на 2, будет 13 млрд. 6 млн. рублей). Если согласно проекта закона за погибших людей родственника заплатить по 1 млн.руб, выйдет 13 млрд. 765 млн. руб.. Людей получивших травмы от пожаров обычно немного меньше количества погибших, по проекту закона им выплачивается сумма до 1 млн.руб, приблизительно выйдет 13 млрд. руб..

Складываем все три суммы, получаем 40 млрд. 765 млн. руб., столько денег потребовалось бы собрать государству, чтобы осуществить самому страхование, с выплатой страховых сумм каждому пострадавшему от пожара в размере 1 млн.руб в случае гибели или получения травмы, и в размере 500 тыс. рублей для возмещения вреда от пожара недвижимому имуществу, как страхователя так и потерпевшего.

Требуемая сумма 40 млрд. 765 млн. руб. для России не большая, если разделить на всех жителей страны 142 млн. человек, получится 287 рублей. Конечно недвижимого имущества подлежащего обязательному страхованию где-то в 4 раза меньше.

Следовательно, владельцам имущества в среднем необходимо будет выплатить по 1150 рублей, но это только в том случае, если страховать будет государство, и для упрощения взимания, страховой взнос будет включен в налог на недвижимость. Хотя не исключена вероятность, что государство захочет за счёт повышение ставки страхования возместить выпадающие деньги в бюджете.

Если страховать будут частные страховые компании, то стоимость страховки увеличится минимум 20%.

Конечно, нужно заинтересовать людей страховать своё недвижимое имущество и свою гражданскую ответственности за причинение вреда в результате пожара. Но сделать это так, чтобы было выгодно физическим лицам, к примеру, одна треть от суммы налога на квартиру (дом) при страховании переводится в счёт уплаты страховых взносов.

Страховые компании так же, должны предлагать вариант накопительного страхования недвижимого имущества, что будет способствовать проведению через 10 лет капитального ремонта, с повышением противопожарного состояния помещений.

Ещё, статьи по решению важных социально-экономических проблем в России. Экспертное мнение, аналитика о ситуации в обществе России.

Альтернативный вариант поэтапного дифференцированного сокращения рабочего времени (рабочей недели) в России. Доводы и аргументы в её пользу

Бензин, как сделать его дешевым в России

Недостатки новой пенсионной системы расчёта пенсии и попытки увеличения пенсионного возраста. Пути социально справедливого реформирования пенсионной системы

Введение прогрессивной шкалы налогообложения НДФЛ, грамотным способом

Меры по искоренению коррупции, возникновению кумовства, клановости в России

Развитие автострахования. Снижение смертности в ДТП на дорогах России

Новый налог на имущество физических лиц, исходя из кадастровой стоимости

Оставить комментарий (высказать мнение, обсудить и предложить своё решение обсуждаемой проблемы), можно используя аккаунты социальных сетей или в режиме Гостя (Анонимно).

Комментарии для сайта Cackle