Как можно сделать город чище. Улучшить окружающую среду, экологию в России

Под редактирована в 7.06.2019 г.

Мусорная реформа

В начале, последние важные события (новости) касающиеся охраны окружающей среды (экологии).

7.06.2019 г. ППК "Российский экологический оператор" (РЭО) и "РТ-Инвест" (входит в госкорпорацию "Ростех") создадут залоговую систему по приему тары для вторичной переработки - стороны договорились о реализации инвестпроекта по внедрению системы сбора вторичного сырья в торговых сетях и общественных местах.
Соответствующее соглашение было подписано в рамках Петербургского международного экономического форума.
Механизм системы предусматривает включение залоговой стоимости в товар без увеличения цены самого товара. Такая тара будет отмечена специальной "зеленой" маркой, подтверждающим экологичность упаковки, говорится в сообщении сторон.
Для сбора тары будут установлены специальные автоматы. Планируется, что в каждой точке будет по два фандомата - один для приема пластиковых бутылок и алюминиевых банок, второй - для стекла. Закупка и производство фандоматов запланированы на 2019 год.
https://www.interfax.ru/business/664237

Выйдет, что залоговую стоимость для товаропроизводителей установят в 5 рублей, а принимать тару будут в 5 раз дешевле (около 1 руб).

А если посредников окажется несколько, то цена приёма тары у населения будет ещё меньше.

Залоговая стоимость (80%) будет изыматься из карманов граждан-покупателей, уйдёт на расходы: - на покупку автоматов для приёма тары (фандоматов); - расходы на электропитание данных фандоматов; - плату рабочим за периодическую выгрузку скопившейся тары в малообъёмных отсеках автоматов для тары; - плату за доставку вторсырья на заводы по её переработке (изготовления новой тары - заготовок).

Поэтому утверждение, что «Механизм системы предусматривает включение залоговой стоимости в товар без увеличения цены самого товара», является откровенным враньём (фейковой информацией).

Эффективность подобного сбора тары, для общества (граждан-покупателей) составляет не более 20%. И это ниже, чем альтернативные меры сбора вторсырья.

Остаётся надежда только на возможное появление конкуренции супермаркетов и магазинов, в увеличении цены за приём тары, с целью привлечения граждан-покупателей. Но это только до того момента, когда супермаркеты "выживут" находящиеся рядом малые магазины конкуренты.

3.02.2019 г. За счет раздельного сбора отходов в будущем россиян могут освободить от платы за вывоз "сухого" мусора, а нормативы накопления отходов будут привязаны к фактическому сбору мусора. Это снизит тариф для населения и логистические затраты региональных операторов. Правда в Министерстве природных ресурсов и экологии РФ, уточнили: "Относительно освобождения от платы - это перспектива не этого года", сначала вся система должна заработать.
По данным минприроды, уже 70 регионов перешли на новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО), выбранные региональные операторы приступили к работе. В 15 регионах пока отмечаются сложности, 6 из них будут готовы к переходу в течение первого квартала 2019 г. В апреле 2019 г. около 90% регионов страны включатся в реформу.
В Германии раздельно собранные отходы вывозятся бесплатно, вывоз смешанных отходов обходится в более чем 300 евро за тонну, а биоотходов - в 180 евро за тонну. Им выгодно сделать как можно меньше смешанных и пищевых отходов, потому что они знают, что они за это заплатят.
https://rg.ru/2019/02/03/rossiian-mogut-osvobodit-ot-platy-za-vyvoz-suhogo-musora.html

Правительство лишь пообещало, возможно в будущем (через N-ное количество лет), сделать бесплатный вывоз для населения раздельных отходов. Очевидно, что раздельным образом собираться будут только – бумага (мускулатура), стекло, пластик, металлолом, которые сейчас граждане могут, с некоторой выгодой для себя, сдать на пункты приёма, получив за это деньги. Так что в будущем, за сдачу их (мускулатуру, стекло, пластик, металлолом) граждане уже не чего не получат, либо получат взамен ещё меньше денег. Главное, властью, это преподносится, как большая бесплатная поблажка для граждан от государства, по снижению в будущем для них стоимости тарифов за вывоз сухих отходов.

Сейчас власть ускоренными темпами стремится завершить внедрение новой системы обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО) во всех регионах России. При этом позволяя Региональным операторам по обращению с ТКО устанавливать для населения высокие тарифы за вывоз мусора (отходов) и его утилизацию. Чтобы к очередным выборам в Госдуму РФ, начать шоу "по некоторому снижению тарифов за вывоз мусора" с целью показать заботу власти о гражданах-избирателях, по аналогии, как это периодически делается обузданием тарифов на ЖКХ, снижением стоимости бензина на автозаправках.

Подробно о недостатках реализуемой властью мусорной реформы по пагубной схеме, из-за которой будет нанесенён ущерб экономике и обществу на миллиарды рублей, написано в отдельной статье > > >

Действующая власть в последние годы, часто стала забыла, что её избирание в первую очередь зависит от волеизъявления народа, а не бизнеса (олигархов, чиновников). Поэтому, налоговая нагрузка на граждан должна быть минимальная, основное налоговое бремя должно ложиться на бизнес (включая импортёров товаров).

Поэтому в вопросе ставки тарифов за вывоз и утилизацию мусора (отходов ТКО), для граждан она должна быть от 10% до 20% от установленных сейчас тарифов, остальная часть тарифа 80%-90% должна покрываться за счёт уплаты бизнесом (товаропроизводителями, производителями упаковки, импортёрами товара), через установленные ставки экологического сбора для групп товаров, уплачиваемые ими.
Для информации. Размеры ставок указаны в Постановление Правительства РФ от 09.04.2016 N 284 "Об установлении ставок экологического сбора по каждой группе товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, уплачиваемого производителями, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров"

То есть, по сути, граждане должны оплачивать только вывоз сложно-разделимого, трудно перерабатываемого мусора (не относящегося к категории вторсырья - собираемого раздельным образом), а также пищевые отходы (биоотходы). А бизнес уплачивает, через ставки экологического сбора на товары, уже сортировку, утилизацию либо переработку твердых коммунальных отходов (ТКО).

Это даёт ряд преимуществ, для общества, экономики и экологии России, как устраняет недостатки внедряемой сейчас системы обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО).

Первое. Для населения станет более выгодным отдельная сдача отходов относящихся к категории вторсырья - бумага (мускулатура), стекло, пластик, металлолом, даже если они будут сдаваться косвенным образом (бесплатно, но вся прибыль от сдачи зачисляется на счёт школы расположенной в микрорайоне, где находятся контейнеры с раздельным сбором мусора-вторсырья, об этом подробно написано ниже в статье).

К тому же, будет выбираться часть отходов (категории вторсырья) из мусора, брошенного (оставленного) гражданами в местах отдыха, на водоёмах, в парках, в лесу, где-либо ещё на окраине города. Сейчас же, к сожалению, подобный мусор валяется и некому не нужен.

Второе. Так же станет более выгодным раздельный сбор мусора, в части сдачи отдельно отходов относится к горючим сложно-разделимым, либо не пригодным для переработки во вторсырьё, из-за наличия в их составе трудноотделимых примесей или появления загрязнений (накопившихся за время использования), в основном отправляемым только на мусорасжигающие заводы. Это относится к вещам (одежда, обувь), паласы, матрасы, обивки, и разного рода простые потребительские товары (мячи, пластмассовые кисточки, верёвки, клеёнки и т.д.).

Тогда, помимо экономии на отсутствии необходимости вести данные горючие отходы на сортировочные полигоны, сразу отправлять на современные мусоросжигающие заводы. Где за счёт их сожжения вырабатывается электроэнергия, продаваемая в электросети.

Что даёт большую прибыль мусоросжигающим заводам, так как стоимость топлива (горючих отходов) уже оплачена бизнесом уплатившим экологический сбор за свой проданный товар, как и доставка топлива (горючих отходов) до завода оплачена населением.

Поэтому, часть полученной прибыли должна частично направляться на развитие технологий по переработки во вторсырье сложно-разделимых отходов (тех же вещей - одежды и обуви), чтобы меньше их сжигать. Так и на развитие экологической биоупаковки для продуктов, особенно жидких, продаваемых в пакетированных упаковках (молока, сметаны, майонеза, кетчупа и т.д.), и экологических мусорных пакетов для пищевых отходов, чтобы повысить эффективность компостирования пищевых отходов, с последующим внесением перегнившего компоста в почву, с целью повышение плодородия земель в нечернозёмных регионах России.

Уменьшение объёма пластиковой тары (пакетов) под продукты, после которых, её невозможно переработать во вторсырьё из-за пищевых загрязнений (за исключением пластиковой тары под воду), так же снизит объёмы отходов отправляемых на сортировочные полигоны и мусоросжигающие заводы, да и КПД от их сжигания низкий.

Стоимость вывоза пищевых отходов для их органического компостирования, будет малой, так как полигоны для органического компостирования пищевых отходов, могут находиться недалеко от большинства даже малых населённых пунктов.

Вдобавок, часть органических отходов не надо будет вести на один (два) единственных в регионе (крае, области) полигона по сортировке мусора, мусорасжигающий завод, при этом разбивая мусоровозами автотрассы федерального и регионального значения, и без того загружая транспортное движение по ним, и создавая для всех проезжающих водителей и пассажиров неприятные ощущения от зловония перевозимых разлагающихся пищевых отходов.

Третье. Повысится качество продаваемых вещей (одежды, обуви), некоторых предметов обихода. Так как люди предпочтут покупать вещи с более длительным сроком носки, чтобы не переплачивать за одежду и обувь, которая носится один сезон.

Если люди станут меньше приобретать быстро изнашиваемые вещи, то это впоследствии снизит объёмы выбрасываемого мусора - пришедших в негодность вещей. Которые, к тому же, относится к трудно перерабатываемым (сложно-разделимым) отходам, в основном отправляемым только на мусорасжигающие заводы.

Четвёртое. Товаропроизводители станут оптимизировать упаковку выпускаемого товара. Сейчас её специально делают большой, чтобы за счёт неё повысить привлекательность товара у покупателей, для продуктов увеличить их в объёме (при этом внутри снижая вес самого продукта). Это уменьшит объёмы мусора.

Пятое. Снижение тарифа за вывоз мусора (отходов) для населения, будет более спокойно (нормально) восприниматься гражданами, даже если он будет взиматься с каждого прописанного в доме (квартире) человека, включая несовершеннолетних детей.
Уменьшится количество неплатежей - задолженности граждан (владельцев жилья) за услугу по вывозу мусора (отходов ТКО).

По информации из СМИ:
15.04.2019 г. Операторы, занявшиеся утилизацией отходов по новой системе, на которую перешла Россия с 2019 г., испытывают сложности с получением платы за свою работу, говорится в черновике доклада министра природы Дмитрия Кобылкина для совещания у президента Владимира Путина, состоявшегося 11 апреля («Ведомости» ознакомились с копией, подлинность подтвердил человек, знакомый с текстом), – часть операторов может прекратить работу. Проблема низкой собираемости есть, согласился представитель Минприроды, но не стал комментировать выступление министра.
В среднем по стране собирают 50,3% платежей, сказано в бумаге. Остановить работу могут операторы Дагестана и Самарской области (собираемость 5%), Адыгеи (14%), Кабардино-Балкарии (15%), Пермского края (20%), Новосибирской области (23%), Алтайского (25%) и Красноярского (25%) края, Ульяновской области (30%).
Средний тариф (сортировка, обработка, перевозка и расходы оператора) – 562 руб. за 1 куб. м мусора, подсчитала FinExpertiza, минимум – 93,48 руб., максимум – 2487,85 руб. Тариф выше из-за длинных перегонов мусоровозов и из-за новых мусороперерабатывающих заводов и сортировочных комплексов и ниже, если эксплуатируются близко расположенные старые объекты, объясняет директор ассоциации «Чистая страна» Руслан Губайдуллин.
https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2019/04/14/799107-musornaya-reforma

Шестоеое. Предоставить налоговые льготы для мусороперерабатывающих предприятий. За счёт вычитания (уплаты) налога на недвижимое и движимое имущество организаций (стационарные источники и спецтехника, используемые в технологическом процессе, для сортировки, переработки и утилизации ТКО) и налога на землю с территории (где расположены данные стационарные источники), из уплаченного налога на прибыль организации.

А так же, на время строительства (модернизации) мусороперерабатывающих предприятий, пока предприятие ещё не введено в эксплуатацию. Региональному оператору ТКО (владельцу мусороперерабатывающего предприятия) должна быть предоставлена налоговая отсрочка, по уплате налога с данного имущества, сроком от 1-го до 5-ти лет.

Благодаря этому, снизится налоговая нагрузка для мусороперерабатывающего бизнеса.

Кстати.., данная налоговая льгота позволяет устранить существующее сейчас в России двойное налогообложение, поэтому её следует ввести для всех отечественных товаропроизводителей. Подробнее об этом, написано в отдельной статье > > >

В черте города (населённых пунктов) можно увидеть брошенный мусор (пакеты, бутылки, бумагу). Особенно много его выбрасывают на окраинах города и вдоль дорог, в ближайших расположенных лесопосадках (мешками, кучей или даже виде целой стихийной свалки).

Помимо того, что мусор портит внешний вид города, он является причиной загрязнения окружающей среды (природы, экологии).

Бытовой мусор, который выбрасывается в лесополосах и на окрайнах городов, в большинстве случаев, выбрасывают люди (нерадивые граждане) проживающие в частном секторе, которые не в состоянии (или из-за не желания) заплатить деньги на вывоз своего мусора, коммунальным службам или региональными операторами.

С жильцами многоквартирных домов проще. С них, управляющие компании, обслуживающие жилой дом, в обязательном порядке взимают коммунальные платежи за вывоз мусора.

Жильцы частного сектора, только в добровольном порядке, могут заключить договор на оказание услуг по вывозу и утилизации отходов с Региональными операторами по обращению с ТКО или с местными коммунальными службами о вывозе мусора.

Понятно, что часть граждан этого не делает, предпочитая выбрасывать свой бытовой мусор где попало или сжигая его, тем самым загрязняя почву, воду и воздух.

Избираемая власть, органы местного самоуправления, предпочитают только бороться штрафами, с данными гражданами. Хотя по закону «Об отходах производства и потребления», в её обязанности - обеспечить сбор мусора в населённом пункте и его вывоз.

Так что, до тех пор, пока власть предпочитает, вывоз бытового мусора, осуществлять за счёт самих же граждан, в населённом пункте не удастся избавиться от брошенного мусора в не положенных местах, стихийных свалок за городом в лесопосадках.

Если раньше, местная власть говорила, что у них недостаточно денег в местном бюджете, то теперь дополнительные деньги появились, за счёт увеличения доходов от введения нового налога на имущество (жильё, недвижимость), исходя из его кадастровой стоимости (с 1 января 2015г введён в 28 российских регионах). Причём установленные ставки 0,1-0,3 процента, для частных домовладений (особенно для хозяйственных построек) больше, чем для квартир.

Так что, за счёт дополнительных поступлений с налога (и установленной разности ставок, в большую сторону для частных домовладений), местная власть должна обеспечить бесплатный сбор и вывоз бытового мусора из частного сектора. Что для владельцев домовладений выгоднее, чем пользоваться дорогостоящими услугами Регионального оператора.

Тогда, в разы уменьшится количество выброшенного мусора в неположенных местах (за городом, в лесопосадках). Город и его окрестности станут намного чище.

Другой, важный вопрос, как ещё уменьшить финансовые затраты за сбор и вывоз мусора из населённых пунктов. Иными словами, как можно сделать город экологически чище, за меньшую цену.

В основном, это можно сделать, только за счёт раздельного сбора перерабатываемого мусора: бумаги, стекла, пластика. (Сбор металлолома в городах хорошо развит).

Что способствует уменьшению объёмов вывозимого бытового мусора на свалки (полигоны по его утилизации), получение прибыли, в виде налогов в местный бюджет, с организаций занимающихся раздельным сбором мусора.

К сведению. Эксперимент по раздельному сбору мусора действует в Москве.
Правда, он не достаточно эффективен, из-за того что в нём присутствует лишняя цепочка – приемозаготовительное предприятие, куда сначала везут собранные раздельные отходы, для их более плотного, компактного соединения в однородные массы, и только потом везут на перерабатывающие заводы.

И так... Сбор мусора должен быть выгодным, как для организаций занимающихся его сбором, так и для горожан, которые его бесплатно положат в раздельные контейнеры.

Подобное достигается за счёт того, что организации занимающимся раздельным сбором мусора должны уплачивать свой налог на прибыль, не в местный бюджет, а бюджеты муниципальных образовательных школ. Желательно "уплачивать" детям-школьникам, в виде подарочных спортивных товаров (спортивного инвентаря, принадлежностей). За то, что школьники (и их родители, родственники) приносят и сдают бесплатно пригодный для переработки мусор.

Данное прямое финансирование образовательных школ, организациями занимающимся раздельным сбором мусора, минуя местные бюджеты, поможет достичь больший положительный эффект (включая и увеличение прибыли), по сравнению со старым, как и навязываемым сейчас принципом вывоза отходов ТКО.

По данному предложению "Принять меры, стимулирующие раздельный сбор бытовых отходов", на сайте Российской общественной инициативы (РОИ), была размещена общественная инициатива № 26Ф25561 , голосование в поддержку закончилось 1.03.2017 г.

Итоговый результат голосования:

За инициативу подано: 1647 голосов

Против инициативы подано: 80 голосов

Руководство образовательных школ будет заинтересовано в привитии школьникам экологической культуры, правильному обращению с перерабатываемыми отходами (объясняя им о необходимости относить мусор в раздельные контейнеры, для того чтобы сделать город чище). Школьники и их родители (родственники) заинтересованы в сдаче раздельного мусора.

Далее. Чтобы свести к минимуму количество точек по сбору раздельного мусора. Места для контейнеров желательно располагать у ближайших продуктовых магазинов расположенных возле образовательных школ.
Для магазинов, это привлечёт дополнительных покупателей.
Желательно, установить видеонаблюдение за местом сбора раздельного мусора, для предотвращения действий хулиганов и асоциальных граждан: поджогов, битья, выгребания содержимого мусорных контейнеров наружу. (хотя, может быть, это не везде потребуется)

Компаниям занимающимся раздельным сбором мусора, остаётся только погрузить раздельный мусор в грузовые машины, проверить правильность сортировки (при необходимости провести дополнительную его сортировку) и отвезти для продажи на перерабатывающие предприятия. В этой схеме, возможно, уже не потребуются мусоро приемозаготовительные предприятия.

- Ещё дополнительные предложения -

Под редактирована 14.10.2015 г

В целях снижения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду (природу, экологию), а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.

Необходимо внести изменения в Федеральный закон N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Убрать из полномочий местного самоуправления в области обращения с отходами, обязанность - в организации по утилизации, обезвреживанию (по-сути переработки) твердых коммунальных отходов. (Так как, у органов местного самоуправления, недостаточно финансов на её осуществление)

Органы местного самоуправления (помимо, организации сбора, вывоза отходов) должны, не более чем, заниматься организацией доставки отсортированных по видам бытовых и промышленных отходов, на предприятия, использующих их, в качестве дополнительных источников сырья.

Оставить обязанность - в организации по утилизации, обезвреживанию твердых коммунальных отходов, в полномочиях субъектов Российской Федерации

Региональная власть, за счёт больших финансовых возможностей, сможет субсидировать внедрение на предприятиях технологий (по производству товаров, материалов, получения энергии), использующих в качестве сырья, отдельные виды бытовых и промышленных отходов. Появление и развитие мусороперерабатывающей отрасли.

В результате, данные предприятия, переработают часть бытовых и промышленных отходов со всего субъекта РФ (области, края), создадут дополнительные рабочие места, вернут, в виде налогов, деньги в региональный бюджет.

За счёт переработки большего объёма различных видов бытовых и промышленных отходов, снизится вредное воздействие на окружающую среду и здоровье человека.

Далее. Деньги от введённого Экологического сбора (ст. 24.5 закона «Об отходах производства и потребления»), уплачиваемого производителями, импортерами товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств (по каждой группе товаров, указанных в пункте 12 статьи 24.2), поступающие в Федеральный бюджет (п.1 ст. 24.5 Экологический сбор относится к неналоговым доходам федерального бюджета) .
Должны идти на субсидирование инвестиционных программ по переработке (утилизации и обезвреживанию) отдельных видов мусора в субъектах РФ.

Государству стоит, заинтересовать изобретателей, выплатой крупных премий, в разработке устройств (технологий и способов) по прибыльной переработке вредных отходов производств, выплатой им грандов для создания опытных образцов изобретений.
Чтобы производителям было прибыльно перерабатывать отходы своего производства.

Далее. Мы используем в большом количестве бытовую химию (средства гигиены, парфюмерия, чистящие и моющие средства), которые после использования смываются в канализацию, после чего, сточные воды очищаются и используются для орошения полей. К сожалению, часть сточных вод попадает прямиком в реки, моря в подземные воды.

Поэтому государству необходимо следить за химическим составом бытовой химии, выпускаемой, ввозимой и продаваемой в нашей стране, чтобы она удовлетворяла экологическим требованиям, не содержала вредных соединений и была безопасной для окружающей среды.

Строительный мусор (куски кирпичных стен, железобетонных конструкций, штукатурка и т.д.), если нет возможности переработать его в материал для строительства дорог, можно использовать для укрепления дамб (платин) водоёмов (их расширения и поднятия уровня). Нужно только правильно укладывать строительный мусор, пересыпая его землёй для заполнения пустот.

Можно создать условия для стимулирования строительства и переноса предприятий (заводов) в малонаселённые районы (пункты).

Для чего, внести изменения в размеры платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия.

(Регулируется постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 N 632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия".
Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_866/1f4c39d955d4f708a2f7bdbfe4827ff469a7ab9a / )


А именно, внести следующие дополнения, в выше приведенное постановление.

Для стационарных источников, используемых в технологическом процессе, для производства товаров, изделий, продуктов, размещённых в черте крупного города (областного, краевого значения или города с населением более 100 тыс. граждан), или за чертой города на удалении не более 10 км, использовать в качестве базового норматива платы, только установленные ставки за сверх лимитное загрязнение окружающей среды.

Для стационарных источников, используемых в технологическом процессе, для производства товаров, изделий, продуктов, размещённых в черте города районного значения, или за чертой районного города на удалении не более 5 км, использовать в качестве базового норматива платы, уменьшенные в два раза, установленные ставки за сверх лимитное загрязнение окружающей среды.

Установить переходный период в 15-20 лет, для действующих сейчас предприятий имеющих стационарные источники, подпадающие под вышеприведённые пункты. Для постепенного (поэтапного) увеличения для них платы за загрязнения природной среды, в течение переходного периода.

Это позволит, уменьшить воздействие вредных выбросов и отходов предприятий, на граждан в густонаселённых районах (городах), за счёт переноса вредного производства в малонаселённые районы. Как следствие, уменьшить количество заболеваний граждан, с вязанных с загрязнением окружающей среды данными предприятиями.

Увеличение платы за загрязнение среды, будет стимулировать бизнес модернизировать свои предприятия (заводы), устанавливать более современное оборудование, с меньшим количеством выбросов загрязнений в окружающую среду.

Так же, порекомендую прочитать статьи влияющие на благоустройство населённых пунктов, решение важных городских проблем. Экспертное мнение, аналитика о ситуации в обществе России.

Дополнительные предложения по улучшению жизни в городе, микрорайоне.

Новый налог на имущество физических лиц, исходя из кадастровой стоимости

Дать гражданам возможность участвовать в распределении налогов

Ещё, порекомендую прочитать интересную статью Как предотвратить начало ядерной войны и гибель человечества