Предложения, как улучшить качество образования в России, реформировать систему образования

Подредактирована в 27.11.2024 г.

В начале, важные события (новости) касающихся образования.

24.04.2019г. В новых федеральных государственных стандартах (ФГОС) второй иностранный язык перестанет быть обязательным для изучения, заявил статс-секретарь, замминистра просвещения России Павел Зенькович.
"Возвращаясь к некоторым элементам снятия нагрузки мы, например, постарались ответить на критику по поводу второго иностранного языка. В этом проекте (ФГОС - ред.), как вы видите, второй язык является не обязательным, а рекомендованным. Это дает возможность вводить его там, где действительно образовательная организация к этому готова, чтобы такие вещи не превращались в профанацию", - сказал Зенькович, выступая в Общественной палате РФ.
https://sn.ria.ru/20190424/1552996656.html

09.09.2020г. Иностранный язык исключён из числа обязательных предметов, по которым проводится государственная итоговая аттестация.
Совет по федеральным государственным образовательным стандартам при Минпросвещения России рассмотрел и одобрил проект изменений во ФГОС среднего общего образования, исключающий иностранный язык из числа обязательных учебных предметов, по которым проводится государственная итоговая аттестация.
https://edu.gov.ru/press/2884/inostrannyy-yazyk-isklyuchen-iz-chisla-obyazatelnyh-predmetov-po-kotorym-provoditsya-gosudarstvennaya-itogovaya-attestaciya/

Потребовалось несколько лет, чтобы общими усилиями общественности, наконец-то отменить пагубный указ Минобрнауки – об обязательном включении предмета"Иностранный язык" (помимо предметов математики и русского языка) в государственную итоговую аттестацию (ГИА).

Вот, если бы в обязательном порядке в ГИА включили информатику или физику, это положительно повлияло на отечественную экономику и науку (за счёт увеличения молодых граждан с инженерным складом ума). Ну а каких людей, хотело взрастить Министерство образования и науки РФ, за счёт предмета "иностранный язык", даже не хочется представлять (гастарбайтеров в зарубежные страны).

Неужели, в Минобрнауки нет учёных способных сообразить (догадаться), что приблизительно через несколько лет появятся компьютерные программы (устройства) позволяющие сразу же (практически мгновенно) переводить разговорную иностранную речь. Тем самым облегчая и упрощая межъязыковое общение. Или чиновники из министерства, подобное событие считают лженаукой.

А с учётом того, что в ближайшем будущем многие рабочие профессии будут заменены программами с искусственным интеллектом или запрограммированными роботами (роботизированными машинами).

То, нынешним школьникам необходимо (лучше) изучать какой-либо язык программирования, чтобы им в будущем не пришлось довольствоваться низкооплачиваемой профессией (в качестве дешёвой рабочей силы) по уборке производственных отходов в процессе деятельности роботизированных машин, вместо осуществления их программной наладки (настройки) для управления их работой.
Вместо изучения в школе второго иностранного языка - язык программирования

Ранее, на предложения по "Иностранному языку" и "Индивидуальному проекту" была подана Общественная инициатива № 26Ф25592 , голосование в поддержку закончилось 14.03.2017г.

Итоговый результат голосования:

За инициативу подано: 538 голосов

Против инициативы подано: 87 голосов

Поэтому, хорошо что, наконец-то предмет "Иностранный язык" был исключён из государственной итоговой аттестации (ГИА) обучающихся 11 класса. Ну, а, вместо изучение второго иностранного языка стоило бы рекомендовать изучение одного из языков программирования.

С целью заинтересовать преподавателей учебных заведений в качественном обучении школьников. Необходимо, нормативно подушевое финансирование образовательных учреждений ("когда деньги следуют за учеником") разделить на две части:
- 80% финансирования выделяется, за количество всех учащихся в образовательном учреждении;
- 20% денежных средств за школьников учащихся на хорошо и отлично, а также остальных школьников учащихся удовлетворительно, но…, имеющие отличные оценки по отдельным предметам (с углубленным изучением) приоритетным для бизнеса и развития экономики страны. Таких как, математика (алгебра), физика, химия, информатика и робототехника.

На предложение из данной статьи "Заинтересовать преподавателей учебных заведений в качественном обучении школьников" была подана Общественная инициатива № 26Ф25589 , голосование в поддержку закончилось 14.03.2017г.

Итоговый результат голосования:
За инициативу подано: 575 голосов
Против инициативы подано: 155 голосов

Оценки по предметам учитываются по результатам итоговой и промежуточной (полугодовой) аттестации.

Это позволит, образовательному учреждению, за отличника и хорошиста, получать в 2 раза большее подушевое финансирование, за учеников имеющие отличные оценки по отдельным (значимым) предметам в 1,5 раза больше.

Вследствие чего, заинтересует школы и лицеи повысить качество преподавания таких важных предметов, как математика (алгебра), физика, химия, информатика и робототехника, а так же сделать более интересным их углубленное изучение.

В итоге, это позволит заинтересовать школьников (хорошо освоивших данные учебные предметы) в будущем выбирать обучение в ВУЗах и техникумах по инженерным специальностям (всегда востребованных на рынке труда).

Чтобы мотивировать школьников, через их родителей, хорошо учиться и выбирать сложные предметы с углубленным изучением. Необходимо привязать размер социального налогового вычета по НДФЛ (или социального пособия) на ребёнка-школьника (студента) к выбору учебных предметов с углубленным изучением и успеваемости по ним.

Так, за отказ в старших классах от изучения наиболее важных предметов с углубленным обучением (таких как, математика (алгебра), физика, химия, информатика и робототехника), размер социального налогового вычета (по НДФЛ) на ребёнка для родителей уменьшается на 3% за каждый учебный предмет.

Так же, за низкую (удовлетворительную - "3") успеваемость по наиболее важным предметам, как с углубленным, так и без углубленного обучения (математика (алгебра), физика, химия, информатика и робототехника), размер социального налогового вычета (по НДФЛ) на ребёнка для их родителей уменьшается на 3% за каждый предмет.

Оценки по учебным предметам учитываются по результатам итоговой и промежуточной (четвертной) аттестации.

"Сэкономленные" деньги от социального налогового вычета по НДФЛ (или социального пособия) переводятся в соответствующие районные фонды среднего образования, для финансирования мер по улучшению преподавания важных учебных предметов и повышения качества проводимой объективной аттестации школьников.

Необходимо исключить из стандарта среднего общего образования, выполнение обучающимися Индивидуального проекта. Который, согласно стандарта должен выполняться в течение одного или двух лет в рамках учебного времени, специально отведенного учебным планом, и должен быть представлен в виде завершенного учебного исследования или разработанного проекта: информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного.

Вместо Индивидуального проекта, в аттестат об окончании среднего общего образования, лучше заносить данные об обучении (не менее одного года) в внеклассных кружках, секциях, и достигнутые там результаты (в отдельном приложении к аттестату).

Изучение предметов школьной программы должно быть интересным и не отнимать много времени после уроков, чтобы обучающиеся могли посещать понравившиеся кружки, секции.

К примеру. Зачем по предмету "Литература" в 5-11 классах, заставляют заучивать наизусть стихи (помимо их выразительного прочтения).
Если для развития памяти…, то по другим предметам, ученикам 5-11 классов, и так достаточно много (причём в большем объёме), приходится заучивать определения, запоминать тексты (суть материала, принцип действия, порядок последовательности процессов и т.д.), которые пригодятся (понадобятся) им для углубленного изучения и понимания сложных процессов, рассатриваемых в учебных предметах (Физика, Химия), в освоении будущей профессии, либо в повседневной жизни. Так же вместо заучивания наизусть стихов по литературе, возможно в качестве альтернативы предложить для школьников заучивание разговорных фраз (предложений) из изучаемого иностранного языка, в несколько большем по объёму слов.

Учебный предмет "Литература", помимо уже установленной в стандарте цели: - воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры.

Также должна выработать адаптивность личности к негативным проявлениям современной реальной жизни.
Это способность противостоять (защититься): - от возможности быть втянутым в употребление наркотиков (начиная с курения обычных сигарет и употребления спиртного); - оказаться быть обманутым мошенниками (лохатроном, финансовыми пирамидами); - попасться на лживую рекламу торговцев; - от вовлечения в преступные группы (воровство и кражи с использованием несовершеннолетних).

Для чего в предмет "Литература" для 8-11 классов, добавить изучение произведений современных авторов, хорошо раскрывающих данные проблемы общества, с формированием у них, после прочтения произведения, устойчивого негативного чувства (отношения), как к наркотикам, сигаретам, алкоголю, мошенничеству и воровству, так и к тем, кто вовлекает несовершеннолетних в употребление наркотиков (сигарет, алкоголя), к совершению воровства (краж, других преступлений и противоправных действий), "калеча" будущую судьбу подростков (молодых людей), ради своего материального обогащения.

Далее, предмет "Математика: алгебра и начало математического анализа", сейчас не интересен, из-за решения сложных тригонометрических уравнений, не привязанных к практическому использованию в жизни.

Поэтому, в учебниках, сложные уравнения должны иметь описание практического их использования, а также для наглядности, иметь практическую реализацию, на примере компьютерной программы (или игры).

Относительно предмета "Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ)" в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования.

Чтобы его преподавание для учеников принесло больше пользы для духовно-нравственного психологического развития и адаптивности личности (в формирование их здорового образа жизни и поведения). Как и принесло пользу обществу, препятствуя вовлечению несовершеннолетних в хулиганские и преступные группы, в употребление и распространения наркотиков и т.д. (по одному из 37 пункта Приложения к Федеральному Стандарту, обеспечивать: 4) профилактику формирования у обучающихся девиантных форм поведения, агрессии и повышенной тревожности;)

В школах хоть и проводятся с учениками классные часы «о вреде никотина, алкоголя, наркотиков». Но…, у подростков в их возрасте понижен инстинкт самосохранения своего здоровья. В системе ценностей подростков, сохранение здоровья находится ниже, чем их желание выделиться среди своих сверстников, выглядеть более взрослым в их глазах. Поэтому подростки в своём поведении в среде сверстников (в совершении неправильных действий, поступков) в меньшей степени руководствуются соображениями о необходимости сохранения своего здоровья (заботе о своём здоровье).

В подсознании подростка тяжело повысить ценность инстинкта самосохранения своего здоровья, но вполне можно скорректировать их взгляды на более высокие ценностные категории в их сознании, такие как: «как выделиться, стать (выглядеть) в глазах сверстников более взрослым» и «выбор друзей». Которыми они более озабочены в своих мыслях (подсознании), и которые они в большей степени будут учитывать в своём поведении, особенно при склонении их кем-либо из сверстников (знакомых) к деструктивным действиям, влекущим вред их здоровью и иным проблемам.

Для чего, необходимо включить в предметные результаты (к учебному предмету "Основы религиозных культур и светской этики") дополнительные пункты к имеющемуся перечню, что они должны обеспечивать:

1. Понимание положительного (благотворного) влияния религиозной культуры (светской этики отчасти) на процесс взросления учащихся (подростков), в плане формирования у них более верного (правильного) представления от том, что такое стать взрослым (быть похожим на взрослого в его морально-нравственном поведении и поступках, способствующих и определяющих его психологическую устойчивость — способности не поддаваться влиянию (ограничить влияние на себя) разного рода пагубных соблазнов, пристрастий, зависимостей и пороков имеющихся в современном мире), и представления от том, кто настоящие друзья, отличие от псевдо друзей.

Чтобы не быть обманутыми неверными (ложными) представлениями, навязываемыми представителями плохих уличных компаний (деструктивных групп) в целях использования завлекаемых несовершеннолетних (подростков) в своих корыстных целях:
- в приобщении к употреблению сигарет с последующим втягиванием их в употребление наркотиков и их распространение;
- в использовании в общении мата (матерщины), тем самым снижая их культуру поведения (сдержанность в поведении), приобщая их к асоциальному поведению (действиям) в обществе, проявлению больше злости и конфликтных ситуаций (чтобы словесная перепалка переросла в драку);
- в получение ими удовольствие от совершения непристойных хулиганских поступков, от издевательств физического и психологического характера (включая травлю «троллинг» в соц.сетях) в отношении более слабых, с последующим вымогательством денег у более слабых сверстников, далее пошли на совершение мелких краж, участие в уличных протестных погромах, мародёрстве;
- в веру в возможность быстрого обогащения без затрата усилий (ума, труда и времени), через подсаживание их на азартные игры на деньги и другие предметы;
- в развращении подростков и т.д.

Помимо того, что "Друг, это тот, кто придёт в трудную минуту" (друг познаётся в беде).

Друг это, ещё и тот, кто не побоится (попытается) отговорить от совершения недостойных (порочных) поступков, от увлечения пагубными пристрастиями, которые в последствии могут принести беду на его голову (близких, семью).

2. Понимание положительного (благотворного) влияния религиозной культуры (светской этики отчасти) на процесс взросления учащихся (подростков), в плане снижения проявления злопамятности и замкнутости (боязливости), по причинам накопления злости от произошедших неприятностей, обид полученных от более сильных сверстников и т.д.. Которые негативно влияют на психическое здоровье подростков, отвлекают (не дают сосредоточиться) на освоении учебных предметов (и выполнения домашний работы), возникновения не желания посещать школу, закрыться от проблемы (по примеру образа жизни хикикомори в Японии).

Неумение должным образом преодолеть (разрешить) них, негативным образом сказывается во взрослой жизни, увеличивая вероятность риска возникновения психологических расстройств.

Религиозная культура (светская этика от части) в этом помогает, предлагая...

Научиться отделять от ошибочно воспринятой обиды (как и выделять из обиды) — горькую правду (в отличии от сладкой лжи), которой родители и друзья пытаются неким образом "одёрнуть" от совершения плохих поступков, от вовлечения в пагубные пристрастия (табакокурение, употребления алкоголя), указать на неумеренность в получении удовольствий (ежедневной многочасовой зависимости от компьютерных, мобильных игр, социальных сетей, просмотра видео, еды вовремя просмотра кино и т.д.).

Подобную горькую правду (ошибочную "обиду") религия учит воспринимать со смирение, а христианская религия даже как некий удар по одной щеке, в ответ на который надо подставить другую щёку, чтобы ещё в большей степени мотивировать себя над исправлением своих пагубных пристрастий (пороков), неумеренности, несдержанности, раздражительности.

Видеть в действиях обидчика выпячивание им на показ своих пороков (в некотором роде одержимость ими), таких как сквернословие, гневливость, высокомерие (тщеславие), жестокость и другие, обличающих болезненное состояние его души (как симптомы его психологического отклонения от общественно-нравственных норм поведения в обществе). Что помогает менее болезненно воспринимать наносимую обиду, и воспринимать её с некоторым сожалением к обидчику, нежеланием ввязываться в ссору с ним, чтобы не опускаться до его низкого духовного (морально-нравственного) состояния, не становиться похожим на него, постараться быстрее забыть (простить) обиду и обидчика, чтобы не заразиться от него пороками, не ослабить злопамятностью свою духовную основу (психологическое здоровье).

Возможностью воспринимать обиду (случившуюся ситуацию с обидой, неприятностью) как опущенной в назидание (или как неизбежные последствия), за недостойные поступки (пороки, грехи) над исправлением которых надо работать. Как жизненное испытание (экзамен) уготовленный судьбой, для преодоления которого необходимо проявить положительные черты и качества характера, включая относящихся к добродетели, тем самым укрепляя свою духовную основу. А не пытаться от неё спрятаться (бояться совершать попытку сразу решить её возможным более менее правильным способом, откладывая её разрешение на неопределённый срок, вынашивая в себе злобу, чем усугубляя проблему и ухудшая своё психологическое здоровье).

В христианской религии в Священном Писании сказано: «Боязливых…. участь — в озере, горящем огнём и серою. Это — смерть вторая. (Откр. 21:8)» («Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь — в озере, горящем огнём и серою. Это — смерть вторая. Откровение Иоанна 21:8»)

Детей надо учить на уроках, и не задавать трудоёмких заданий на дом. То есть домашняя работа, решение примеров, задач, написание упражнений, сочинений, заучивание определений, и т.д., всё должно выполняться за время уроков.

Единственным исключением выдачи трудоёмкого домашнего задания только для отстающих (неуспевающих) учеников (для троечников и для исправления неудовлетворительной оценки полученной на уроке), для остальных учеников (знающих учебный предмет на хорошо и отлично) можно оставить повторение (чтение) ранее пройденного материала.

А ещё лучше, обязать разработчиков учебников по учебным предметам в обязательном порядке проставлять уровень предлагаемых в выполнению (решению) заданий соответствующих уровню знаний на "3", "4" и "5" по данному уроку изучаемой теме (разделу) предмета.

Тогда как вариант в зависимости от того, какого уровня заданий, к концу урока, ученики самостоятельно смогли выполнить учебные задания, учитель производит выдачу разных заданий не совпадающих для отстающих (неуспевающих), хорошистов и отличников.

Тогда отстающие и неуспевающие ученики не смогут списать домашнюю работу у отличников, хорошистов, и им придётся самостоятельно разбираться с заданными заданиями.

Если учителя считают, что без домашних заданий ухудшатся знания школьников. То это говорит о том, что плохо преподают учителя. А точнее, несовершенная система обучения. И только за счёт домашних заданий и дополнительного преподавания родителями для своих детей, найма репититоров, удается скрыть недостатки в нашем образовании.

Ещё, бессмысленно утверждение, что домашние задания помогают школьникам учиться самостоятельно решать примеры и задачи. Извините, но они могут научиться этому и на уроках, вернее они это и делают некоторую часть урока. Закреплять полученные знания школьники могут также на уроках в школе.

Подтверждение того, что уже сейчас нельзя давать учащемуся на дом задание: написать сочинение, конспект, реферат и т.д., является то, что школьник имеющий доступ к компьютеру с выходом в интернет, может спокойно скачать себе готовый реферат, сочинение и т.д. на любую тему, и в различных вариантах. В итоге, участились случаи положительной оценки преподавателями липовых знаний учащихся, по результатам данных домашних заданий.

По идее, все отстающие и неуспевающие ученики должны оставаться после уроков в школе для выполнения домашней работы, под контролем классного учителя, в дополнении в будущем с виртуальными помощниками (компьютерными учебными программами с ИИ).

Улучшить информационное обеспечение преподавателей и учеников.

Для этого, Министерству образования и науки РФ необходимо существенно усовершенствовать единый интернет-портал (сайт) виртуальной российской школы для информационного обеспечения преподавателей и учеников.

В нём создать раздел "Образец (виртуальной) школы по изучаемым учебным предметам", открытый для интернет посещения (просмотра без регистрации содержание уроков).

Прообразом данной виртуальной школы должны стать несколько реальных школ (городских, сельских и школ с разными уклонами).

На разделах сайта должны быть все классы от 1-го до 11-го класса. Все предметы расписаны по урокам и дням. Каждый урок, иметь несколько вариантов проведения, для базового и углубленного профиля обучения по предмету, так и варианты проведения для особо успевающих и для отстающих учеников.

Дополнительно, объяснение изучаемого материала урока, помимо текстового материала, необходимо делать в виде флеш-мультфильмов и видеофильмов.

Это поможет преподавателям лучше подготовиться к проведению уроков, а ученикам пропустившим занятие (по болезни), либо плохо усвоивших (не до конца понявших) учебный материал, лучше в нём разобраться, решить домашние задание.

Ещё, на образовательном интернет-портале, должны быть представлены страницы виртуальных творческих кружков, на которых, руководители внеклассных кружков могут поделиться своим опытом, а дети поделиться своими достижениями и получить совет (помощь) в развитии своих творческих задатков.

На качество обучение в классе, влияет поведение учеников. Бывает достаточно действий одного «хулигана», чтобы создать проблемы учителю, сорвать урок и снизить успеваемость всего класса.

Для поддержания дисциплины в классе, необходимо, ученика пытающего отвлечь остальных учеников от учебного процесса (своим плохим поведением и действиями сорвать урок), после однократного предупреждения, выгонять из класса. Соответственно, в классном журнале за урок ставить ему отметку об удалении с урока.

Далее, пропущенный урок по причине неудовлетворительного поведения, должен считаться академической задолженностью. Форма сдачи академической задолженности желательно проводить в форме индивидуальной контрольной работы, после уроков. Причём оценка за сдачу данной академической задолженности не может быть оценена выше удовлетворительно «3».

Для информации. К государственной итоговой аттестации (ГИА) допускаются обучающиеся, не имеющие академической задолженности.

Стоит добавить, что и к промежуточной аттестации должны допускаются обучающиеся не имеющие академической задолженности.

Выгнанный за плохое поведение ученик должен сначала направлен на беседу со школьным психологом, так как плохое поведение зачастую является проявлением проблем в его в семье, не достаточным вниманием со стороны родителей (в виду неполной семьи из-за развода родителей или загруженностью работой родителей на второй работе). Затем, после беседы с психологом, чтобы ученик не шатался по школе, он направляется к кабинет к заучу школы (для младших классов) или директору школы (для старших классов), где под их присмотром, осваивает дистанционно за компьютером пропущенный урок (до начала перемены, следующего урока).

Сдача ЕГЭ и вступительных экзаменов в ВУЗы (техникумы)

Введение Единого государственного экзамена (ЕГЭ) не устранило проблему коррупции, мошенничества при сдаче итогового экзамена. Как и возможности каким либо образом получить подсказку (ответ) на вопросы ЕГЭ во время его сдачи (как в перерыве похода в туалет по нужде), включая подсказки (ответы) и от членов местной комиссии (своих преподавателей и представителей районной администрации), которые больше заинтересованы в высоких результатах ЕГЭ, нежели в их объективной сдачи.

Поэтому, помимо того, что надо привести содержание Единого государственного экзамена по устным предметам, к ЕГЭ по 4 - 5 экзаменационным вопросам, как было ранее по билетам в советское время. Благодаря чему усложняется возможности подсказки (списывание) ответа, из-за увеличения объёма текста к ответу на вопрос.

Ещё необходимо, вопросы выдавать поочерёдно. То есть, учащийся получает один вопрос, на написание ответа к нему даётся 30 минут. После сдачи ответа, учащийся получает следующий экзаменационный вопрос. Сходить по нужде возможно только в перерыве между сдачей ответа на вопрос и получением следующего экзаменационного вопроса.

Более подробно о совершенствовании ЕГЭ написано в отдельной статье, ссылка дана конце статьи.

Для дальнейшего снижения возможности коррупции и мошенничества при сдачи ЕГЭ и зачислении в ВУЗы (техникумы).

Необходимо постепенно (частично) возвращать сдачу вступительных экзаменов в ВУЗы (техникумы), посредством сдачи их в Федеральных центрах тестирования, как в ВУЗах (техникумах), но при этом учитывается рейтинг ВУЗа (техникума).

Для чего, необходимо осуществить градацию ВУЗов (техникумов) по межвузовским рейтингам (специализациям, по профессиям выпускаемых молодых специалистов).

Если ВУЗ (техникум) имеет высокий внутрироссийский межвузовский рейтинг по обучаемой профессии, то вступительные экзамены сдаются по всем установленным для поступления учебным предметам.

Если ВУЗ (техникум) имеет средний либо низкий внутрироссийский межвузовский рейтинг по обучаемой профессии, то вступительные экзамены сдаются по двум или по половине профилирующих учебных предметов.

При выборе для поступления ВУЗа (техникума) расположенном в другом субъекте РФ от постоянного места жительства (в последние 2 года) выпускника школы, сдача вступительных экзаменов должна производится в одном из Федеральных центрах тестирования (либо в одном из предполагаемых к поступлению в ВУЗе, техникуме) расположенном в другом Федеральном округе (не путать с субъектом РФ), от места проживания.

При сдачи вступительных экзаменов в ВУЗе, техникуме со средним межвузовском рейтингом, право на зачисление по результатам экзамена (набранным балам) можно только в ВУЗы (техникумы) со средним и низким межвузовском рейтингом.

При сдачи вступительных экзаменов в ВУЗе, техникуме с высоким межвузовском рейтингом, право на зачисление по результатам экзамена (набранным балам) можно в ВУЗы (техникумы) с любым межвузовским рейтингом.

При сдачи вступительных экзаменов в ВУЗе, техникуме с низким межвузовским рейтингом, право на зачисление по результатам экзамена (набранным балам) можно только в ВУЗы (техникумы) с низким межвузовским рейтингом.

Должен быть единый государственный интернет портал министерства образования по выбору (распределению) бюджетных и платных мест во всех ВУЗах и техникумах России. Через который выпускникам школ, в соответствии с их набранными итоговыми балами по вступительным экзаменам, предоставляется возможность дистанционно направлять свои заверенные электронные документы в выбранные ими ВУЗы (техникумы), для зачисления.

А так же предоставляется возможность на первом годе обучения, в упрощённом порядке, переводится из выбранного ВУЗа (техникума) в другой ВУЗ (техникум), если там освободилось место, при условии, что имеющиеся итоговые балы по вступительным экзаменам, превышают балы других претендентов тоже изъявивших перевестись на данное вакантное место.

ВУЗы

Снизить отток молодых специалистов и инженеров из России в зарубежные страны.

Необходимо при поступлении студентов в техникумы и ВУЗы на бюджетные места, подписывать договор с учебным заведением.

В котором студент, после окончания обучения, обязуется вернуть потраченные на его деньги государства своими налоговыми исчислениями (уплатой налога на доходы физических лиц НДФЛ) в российский бюджет.

На предложение, как "Уменьшить отток молодых учёных (специалистов), их эмиграцию в зарубежные страны" была подана Общественная инициатива № 26Ф25608 , голосование в поддержку закончилось 14.03.2017г.

Итоговый результат голосования:

За инициативу подано: 637 голосов

Против инициативы подано: 370 голосов

В случае если уплачиваемый размер НДФЛ малый, то "долг" за 1 год обучения в техникуме и ВУЗе списывается после 4х лет трудового стажа. (К примеру, "долг" за 5 лет обучения в ВУЗе на бюджетном месте, будет списан через 20 лет трудовой деятельности)

По-сути, государство предоставляет студенту денежную суду на обучение на бюджетном месте, с возвратом её, в виде уплаты им НДФЛ в течение последующих 10-15 лет (если хорошая заработная плата), либо последующей трудовой деятельностью на территории России.

Соответственно, если гражданин после обучения на бюджетном месте в ВУЗе, решит сразу (или через пару лет) эмигрировать в зарубежную страну, на новое место работы, то он обязан выплатить оставшуюся сумму налоговой задолженности по НДФЛ (за денежную суду) реальными деньгами (а не налогами) в российский бюджет.

Возвращаемые деньги с эмигрировавших в зарубежные страны российских учёных и специалистов, станет выгодно вкладывать в увеличение бюджетных мест в техникумах и вузах, как и в увеличение размера государственной стипендии талантливым (одарённым) студентам, чтобы их в последствии, по выпуску из ВУЗа, финансово удержать в России.

Можно предложить несколько мер, которые значительно улучшат качество обучения, увеличат количество выпускников востребованных специальностей.

По информации из СМИ: 15.04.2019 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные исследования о том, работают ли россияне по специальности. Четверть (28%) россиян никогда не работали по специальности, причем среди людей со средним образованием эта доля составляет 36%.
На сегодняшний день по специальности, которой обучались, работает каждый второй опрошенный (51%), преимущественно люди с высшим образованием (58%). Напротив, 47% россиян не работают по специальности (55% среди людей со средним специальным образованием). Свой выбор респонденты, не работающие по специальности, обуславливают невозможностью устроиться или отсутствием работы по специальности (30%).
https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=9655

Прежде всего, надо правильно оценивать работу высших учебных заведений, вернее результат их работы.

А главный результат…, это количество выпускников устроившихся по специальности, в частности, последних 5-6 годов выпуска, без учёта первого года после выпуска для парней (возможна служба в армии), и первых 3-х лет для девушек (возможна беременность, рождение ребёнка).

Тогда, к примеру, если из 6-ти последних выпускных годов процент трудоустройства выпускников по специальности менее 20%. Тогда первоначально у данного учебного заведения, в лицензии должно быть в 2 раза сокращено допустимое количество студентов принимаемых на обучение по невостребованной специальности (по специальности, по которой большинство их выпускников не могут устроится на работу).
Если это не поможет, тогда у этого учебного заведения должна быть отозвана лицензия на обучение, а студенты должны быть переведены в другие учебные заведения.

Если, процент трудоустройства составляет менее 40%, сначала сокращение в лицензии численности студентов на специальности, по которым большинство их выпускников не могут устроится на работу. Далее, если не поможет, ВУЗ из разряда высшего заведения переходит в разряд техникумов.

Если, процент трудоустройства составляет менее 60%, сначала сокращение в лицензии численности студентов на специальности, по которым большинство их выпускников не могут устроится на работу. Далее, если не поможет, учебное заведение дававшее академическое образование, переименовывается в обычный ВУЗ.

Что касается заочников, учитывать надо только тех, кто на момент учёбы не работал на производстве на должности по обучаемой специальности.

Так же, качество Высших учебных заведений можно оценивать по результатам работы выпускников последних 10-15 лет выпуска.
К примеру, для технических ВУЗов, сколько рационализаторских предложений, полезных моделей, изобретений, открытий, было сделано бывшими выпускниками. От их количества зависит, должно ли данное учебное заведение называться Высшим заведением или Академией, а так же может техникум быть переименован в ВУЗ.

Все сведения о выпускниках последних 6-ти годов (место работ, должности) можно узнать через пенсионную, налоговую службы и с места работы.

Ещё должно быть одно правило, вновь создаваемое коммерческое профессиональное учебное заведение может называться только техникумом. Высшим учебным заведением, только по истечению 6 лет.

В итоге, профессиональные учебные заведения, которые плохо преподавали, у которых большинство их выпускников не смогли устроиться на работу по специальность, будут закрыты.

Профессиональным учебным заведениям, чтобы существовать, необходимо будет готовить студентов только по профессиям, которые востребованы на рынке труда, качественно обучать, чтобы выпускники могли легко устроиться на работу и не были уволены.

Для ВУЗов и Академий придётся ещё давать глубокие знания, чтобы выпускники со временем воплотили полученные знания в открытия, изобретения, полезные модели и т.д.

Сейчас большинство выпускников профессиональных учебных заведений, при устройстве на работу во многих организациях, заводах, предприятиях и т.д., сталкиваются со сложными современными, дорогостоящими механизмами, устройствами, аппаратурой, которую они не изучали в своих учебных заведениях.
По причине…, профессиональные учебные заведения просто не в состоянии купить большое количество разнообразных, современных, сложных и дорогостоящих механизмов, приборов, аппаратуры, тем более запустить её.

Чтобы устранить данный пробел в образовании студентов, необходимо следующее.

На последнем годе обучения (после того, как студент прошёл плановую производственную практику на производстве, где он возможно в последствии будет работать, и выяснил с каким механизмом, оборудованием, аппаратурой он будет работать), студент должен пройти курс повышения квалификации (2-4 недели) в учебном центре предприятия (завода), выпускающего данные механизмы (оборудование, аппаратуру). С целью получения навыков в работе, обслуживании, настройки и ремонте интересуемого сложного механизма (оборудования, аппаратуры).

Данные курсы повышения квалификации обязательны, как в государственных, так и в коммерческих профессиональных учебных заведениях.

За счёт краткосрочных курсов повышения квалификации для студентов, можно дополнительно повысить их практические навыки в работе на сложном, дорогостоящем оборудовании, и немного сэкономить деньги профессиональных учебных заведений.

Поступающие на бюджетные места в техникум или ВУЗ, не должны платить за какие либо дополнительные платные образовательные услуги, они должны предоставляется им бесплатно, на то это и бюджетные места.

А то сейчас, разрешили учебным заведениям предоставлять своим учащимся дополнительные платные образовательные услуги.

Руководство многих учебных заведений просто отказывает в приёме документов у абитуриентов, поступающих на бюджетные места, пока те не заключат договор с оплатой в 15-25 тыс. руб., на оказание дополнительных платных образовательных услуг на весь период обучения (изучения дисциплин не входящих в учебную программу избранной Потребителем специальности).

Из-за чего, право поступать в техникумы получают только те, кто будет пользоваться в период обучения дополнительными платными услугами.

Вот так, "породили" коррупционную схему навязывания поступающим лицам (обучаться на бюджетные места) необязательных платных дополнительных услуг.

Во многих высших учебных заведениях (ВУЗах, институтах, техникумах и т.д.), по-прежнему остается проблема нехватки (или отсутствия) учебников по некоторым предметам обучения.

Мы живем уже в 21-ом веке, а студенты до сих пор вынуждены конспектировать лекции, по ним учиться, сдавать зачеты и экзамены. За время лекции одной из главных задач студента, является успеть за конспектировать основные определения и главные положения, а проводящий лекцию преподаватель должен тратить время на задиктовку слушателям под запись определения и другой полезной информации.

Если бы, у всех присутствующих на лекции студентов имелись в наличии учебники по данному предмету со всеми темами, то студенты уже не тратили время на записывание определений, а использовали это время на уяснение прослушиваемого материала. Преподаватели, читающие лекции, смогли тогда бы дать больший объем информации, и более детально разъяснить материал.

Даже сравнивая по количеству и качеству информации конспект лекций, записанный студентом, и учебник по данному предмету, преимущество по всем положениям останется за учебником.

По этому, государству необходимо принять меры по обеспечению высших учебных заведений хорошими, качественно разработанными учебниками по изучаемым предметам, что бы учебные заведения в свою очередь, в самом начале учебного года, смогли выдать каждому студенту учебники по всем предметам.
Либо, обеспечение студентов электронными версиями всех учебников и лекций для электронных планшетов (устройств для чтения электронных книг).


Не контролируемое платное высшее образование разрушает «социальные лифы»

Сейчас, поступив на условиях платного очного или заочного обучения, студент с вероятностью 90 % окончит ВУЗ, получит диплом (открывающий ему дорогу на руководящие должности). При этом, его уровень знаний может не соответствовать выданному диплому.

Но за счёт наличия родственных связей или денег, выпускник займёт хорошее место (впоследствии руководящую должность) в государственных учреждениях (государственных предприятиях).

В итоге, государство (общество - граждане) получат неэффективных руководителей, глупые или вредительские управленческие решения (законы), необоснованные траты бюджетных денег, коррумпированные связи, ухудшение жизни остальных граждан (и всего народа).

Государство должно ограничить предоставление коммерческими ВУЗами предоставление платного высшего очного и заочного образования, на уровне:
- для платного очного обучения не более 40 - 50% от государственного заказа (бесплатных бюджетных мест - оплачиваемых государством), со стоимостью за обучения из расчёта - обеспечения за счёт 3-х человек на платных местах, предоставить дополнительное бюджетное (бесплатное) вузовское место, по тем же специальностям (но уже за счёт вузовское бюджета, а не государства), с требованиями по уровню знаний обучающихся по ним такими же, что и на государственных бюджетных местах;
- для заочного высшего обучения не более 10 - 15% от государственного заказа, при условии наличия у поступающего оконченного любого средне технического образования.

При этом срок заочного обучения должен быть в два (а правильнее в три) раза дольше (2-3 года заочного обучения приравниваются к 1 году очного обучения). Чтобы обучающийся по заочной форме обучения, в виду ограниченности свободного времени, смог в достаточной мере усвоить изучаемый учебный материал по всем предметам высшего образования, объём которого сопоставим с объёмом преподаваемым для очной формы обучения.

Так же, поступление в ВУЗ на платной основе (на очную или заочную форму обучения) должно проводится на аналогичных условиях, что и на бесплатной основе, в зависимости от результатов сдачи ЕГЭ или вступительного экзамена, а так же с учётом установленных государством минимально необходимых уровней (количества) проходных балов для зачисления на конкретные вузовские специальностей.

В итоге, данные меры ужесточающие требования к предоставлению платного высшего образования, ограничат выпуск неквалифицированных специалистов (будущих неэффективных руководителей).

Рекомендую статьи по решению других важных проблем образования и трудоустройства выпускников в России. Экспертное мнение, аналитика о ситуации в обществе России

ЕГЭ по устным предметам

Привлечь в науку и образование деньги бизнеса, государству вполне по силам

Трудоустройство молодёжи, отслужившей в армии по призыву

Проблемы и развитие отрасли информационных технологий в России

Защита детей в интернете. Родительский контроль. Снижение пагубного влияния компьютерных, онлайн интернет игр на детей.

Ещё, порекомендую прочитать актуальные статьи:

- Альтернативный вариант поэтапного дифференцированного сокращения рабочего времени (рабочей недели) в России. Доводы и аргументы в её пользу.

- Предоставить возможность работающим гражданам (имеющих собственных детей), перечислять часть взносов на страховую пенсию, непосредственно своим родителям-пенсионерам (на их личные пенсионные счета).