Предложение по частичному изменению размера пенсий родителей-пенсионеров в зависимости от количества родившихся детей у их взрослых сыновей и дочерей и размера их зарплаты. С целью стимулирования заинтересованность родителей иметь нескольких детей, в правильном их воспитании, в получении детьми хорошего образования

Под редактирована 9.04.2023 г.


Пенсия - дети

Сейчас, действующая система обязательного пенсионного страхования заставляет граждан много и дольше работать, но не стимулирует заводить большее число детей в семье.

Поэтому становится актуальным пересмотр существующей системы обязательного пенсионного страхования.

А именно, в рамках действующего пенсионного страхования, предоставить возможность работающим гражданам (имеющих собственных детей), перечислять часть взносов на страховую пенсию, непосредственно своим родителям-пенсионерам (на их личные пенсионные счета). Иными словами, ввести частичное изменение размера пенсии в зависимости от количества детей у их взрослых сыновей и дочерей и их заработной платы.

В поддержку данного способа повышения рождаемости, говорит ещё и тот факт. Что странах Африки и Азии где высокий уровень рождаемости, одной из причин - почему родители рожают больше детей, является необходимость в будущем материальной поддержки себя в старости за счёт работающих детей, так как в данных странах полностью или частично отсутствуют пенсии (государственная поддержка пенсионеров).

В России данный стимул материальной поддержки работающими "взрослыми детьми" своих родителей-пенсионеров перестал работать, потому что он перекрывается пенсионными стимулами «чем больше и дольше работаешь, тем больше будет пенсия» вне зависимости сколько у тебя детей. Вдобавок большинство "взрослых детей" сильно закредитованы, поэтому происходит обратное, родители-пенсионеры оказывают материальную поддержку своим "взрослым детям".

Для информации.
С 2023 года Пенсионный фонд и ФСС преобразованы в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации или более коротко Социальный фонд России (СФР).
3. Начиная с 2023 года (в соответствии с Налоговым кодексом, Статья 425) устанавливаются тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование в следующих единых размерах (единый тариф страховых взносов), если иное не предусмотрено настоящей главой:
1) в пределах установленной единой предельной величины базы для исчисления страховых взносов – 30 %;
2) свыше установленной единой предельной величины базы для исчисления страховых взносов – 15,1 %.

Согласно Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ, статьи 22. Страховые взносы, в варианте пенсионного обеспечения без финансирования накопительной пенсии, установлены тарифы по обязательному пенсионному страхованию, выраженные в долях от единого тарифа страховых взносов (30%):
– 72,8% (или в пересчёте 21,84% относительно 30%) на финансирование страховой пенсии (30/100*72,8=21,84%), из них:
– 19,4% (или в пересчёте 5,82% относительно 30%) солидарная часть тарифа страховых взносов;
– 53,4 % (или в пересчёте 16,02% относительно 30%) индивидуальная часть тарифа страховых взносов;
Для доходов свыше установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов: все 72,8% (или в пересчёте 11% относительно 15,1%) переводятся на солидарную часть тарифа страховых взносов

Сама идея "Когда уже работающие дети должны перечислять пенсионные взносы не в общую систему пенсионного страхования, а непосредственно своим родителям, на их личные пенсионные счета", не новая.

Несмотря на свою простоту и положительные моменты: - родители буду заинтересованы в рождении нескольких детей (а не одного); - в правильном их воспитании (привитии трудолюбия); - получении детьми хорошего образования; - так как, от всего перечисленного, будет зависеть размер будущей пенсии (прибавка к пенсии) родителям - пенсионерам. До сих пор не внедрена в пенсионную систему (в обязательное пенсионное страхование), как и не включена в очередной проект новой пенсионной реформы России.

Вероятно по той причине, что ранее предлагаемые практические варианты её реализации, в реальности имеют серьёзные недостатки:
- не выгодно иметь девочек (дочерей), так как они позже начинают работать (ухаживая за родившимися детьми), и в основном зарабатывают меньше чем мужчины;
- из-за большого разрыва в доходах между богатыми и бедными, селом и городом, зарплатами рабочих и работодателей, малым размером МРОТ, опять возникнет ситуация, когда "богатые стали богаче, а бедные беднее".

К примеру, если перечислять полностью страховые взносы с начисляемой зарплаты (22% на обязательное пенсионное обеспечение) работающих граждан, на пенсии непосредственно только их родителям.
То., в сельской местности, где зарплата в пределах размера МРОТ в семье необходимо будет иметь не меньше 5 детей, чтобы родители могли себе обеспечить пенсию чуть больше прожиточного минимума пенсионера. А, вырастить 5 детей очень трудно и финансово затратно.
В тоже время в городе, семья олигарха, крупного бизнесмена, госчиновника, может иметь одного ребёнка, при этом за счёт связей устроить его на высокооплачиваемую работу, с зарплатой более чем в 5 раз превышающую МРОТ, и будут получать пенсию в том же размере. При этом, вырастить одного ребёнка легче и менее затратно.


Тем не менее, можно предложить вариант практической частичной реализации данной идеи устраняющий приведённые недостатки.

В рамках действующей системы обязательного пенсионного страхования предоставить возможность работающим гражданам (имеющих собственных детей), перечислять с дохода (зарплаты) не превышающей установленной предельной базы начисления страховых взносов (1 917 000 руб год в 2023 г. или в пересчёте 160 тыс.руб в мес.) до 7% ставки взносов (из уплачиваемых в Социальный фонд России взносов на пенсионное страхование 22% (21,84%), включённые в единый тариф страховых взносов – 30%) на страховую пенсию непосредственно своим родителям-пенсионерам, на их личные пенсионные счета.

А именно, 2% страхового взноса при рождении первого ребёнка, 4% при рождении второго, 7% при рождении третьего и последующих детей.

При этом супруг (супруга) в равном процентном соотношении перечисляют эти взносы со своих зарплат на пенсионные счета каждому из родителей (своим и родителям супруги или супруга).

Теперь разъясню более подробно.

Работающий гражданин (работодатель за него) уплачивает в Социальный фонд России (СФР) взносы на обязательное пенсионное страхование в размере 22% (21,84%), включённые в единый тариф страховых взносов.

За это, Фонд пенсионного и социального страхования по введённой бальной системе ему начисляет работающему гражданину баллы (фиксируя его вклад в систему пенсионного страхования).

Далее, в Фонд пенсионного и социального страхования смотрят, если у этого гражданина детьми (обзавёлся ли он, семьёй).
Если есть дети, то часть с его уплачиваемых взносов на страховую пенсию переводится его родителям-пенсионерам (2% ставки взноса за 1 ребёнка, 4% за 2х детей, 7% за 3х детей) в качестве надбавки к их пенсии в равных частях (1/4) каждому из родителей-пенсионеров (своих и родителей-пенсионеров супруги или супруга).
Но и не более чем - 0,5% за 1 внука, 1% за 2-х внуков, 1,75% за 3-х и более внуков, в случае если нет кого-либо из родителей-пенсионеров.

В случае если кто-либо их родителей ещё не достиг пенсионного возраста (не вышел на пенсию), то взносы переводятся на пенсионные счета бабушки и дедушке по данной родственной связи, с процентной ставкой уменьшенной в 2 раза (из расчёта деления на двоих – бабушки и дедушке по данной родственной связи).

Затем, Фонд пенсионного и социального страхования оставшуюся часть взносов на страховую пенсию (после вычета из неё надбавок пенсионерам-родителям) переводит к общей сумме поступлений на страховую пенсию со всех работающих граждан. Из которой исчисляются и производятся выплаты основной индивидуальной страховой пенсии всем пенсионерам в зависимости от их накопленных пенсионных баллов (их индивидуального вклада в Пенсионную систему, когда они работали).

Конечно, после вычета надбавок родителям-пенсионерам в Пенсионном фонде уменьшится общая сумма поступлений предназначенной на выплаты страховых пенсий всем пенсионерам. Что, в свою очередь приведёт к уменьшению (не более чем на 1/4) стоимости пенсионного балла для расчёта индивидуальной страховой пенсии всем пенсионерам. (Не влияет на накопительную пенсию и фиксированную выплату).

Из-за чего уменьшится пенсия (не более чем на 15%, с учётом накопительной пенсии и фиксированной выплаты) пенсионерам у которых нет работающих детей.

Зато, увеличатся пенсии у пенсионеров имеющих работающих детей (в среднем на 15%, за счёт прибавки к пенсии от части взносов их работающих детей). Тем более, к выходу на пенсию пенсионеров-родителей, их дети успевают создать свою семью и родить детей.

В итоге. Выигрывают работающие граждане с детьми, они и пенсионные баллы на свою будущую пенсию (с 22% взносов) сохраняют, и повышают доплату к пенсии своим родителям-пенсионерам. Главное чтобы в будущем, их дети тоже работали и обзавелись своей семьёй (детьми).

К тому же, родители-пенсионеры зачастую оказывают финансовую помощь своим работающим "взрослым детям", поэтому взносы с зарплат будут возвращаться работающим семьям через их родителей-пенсионеров.

На предложение из данной статьи была подана Общественная инициатива № 26Ф46259 , голосование в поддержку закончилось 15.08.2019 г.

Итоговый результат голосования:

За инициативу подано: 468 голосов

Против инициативы подано: 200 голосов


Это повысит заинтересованность родителей иметь нескольких детей, в правильном их воспитании, в получении детьми хорошего образования. Так как от этого будет зависеть размер их будущей пенсии (прибавка к пенсии).

Стимулирует рождаемость в стране ("как один из способов решения демографической проблемы в России"). При увеличении численности трудоспособного населения по отношению к пенсионерам, отпадёт необходимость повышать пенсионный возраст.

Так же данный способ позволяет частично адаптироваться расходной части Пенсионной фонда в случае возникновения экономического кризиса, сокращения поступлений взносов в ПФ из-за сокращения рабочих мест. Тем самым, не увеличивая дефицит бюджета ПФ, и не подталкивая власть на использования непопулярных мер – очередного повышения пенсионного возраста или разгона инфляции.

Теперь, об необходимых условиях.

Во-первых. За счёт включения условий: рождения ребёнка и равный перевод взносов родителям-пенсионерам обоих супругов. Иметь девочек (дочерей) родителям станет выгодно, так как они раньше выходят замуж (обзаводятся семьёй), рожают детей.
Следовательно, родители-пенсионеры смогут с её мужа получать деньги (взносы) раньше, чем от сына.

Предотвратят в будущем в России вероятность возникновения возможного гендерного дисбаланса, который существует в некоторых странах.

Во-вторых. Для уменьшения количества разводов, бывшие супруги в одинаковой степени ограничиваются в будущем на 1/4 в получении максимального размера страховых взносов от их детей (за те года, которые они прожили в неполной семье), когда они вырастут и начнут работать.

Разведённые супруги переводят страховые взносы только своим родителям-пенсионерам, но уменьшенные так же на 1/4, покуда их внуки будут проживать в неполной семье до их совершеннолетия.

В третьих. За счёт введения ограничения размера переводимых взносов, для каждого из родителей-пенсионеров: не более чем - 0,5% за 1 внука, 1% за 2-х внуков, 1,75% за 3-х и более внуков (даже в случае если нет кого-либо из родителей-пенсионеров). Сделает не выгодным развод для жён (то есть, они не получат двойной размер прибавки к пенсии после развода).

В четвёртых. Для снижения домашнего, семейно-бытового насилия в семьях стоит дополнительно предоставить гражданам (имеющих собственных детей) право временно ограничить размеры ставки взносов переводимых пенсионерам-родителям (жены и мужа), на половину - если официально было зафиксировано административное правонарушение о домашнем насилии, и на одну треть - если семейный конфликт с применением домашнего насилия (физического, психологического – угрозы, оскорбления) не выносится в публичную "плоскость", либо за оскорбительное (унизительное) отношение тёщи (свёкра, свекрови, снохи) к ним (жене, мужу). А также в случае если они считают, что их родители-пенсионеры плохо относились к ним в детстве (неправильно воспитывали с применением домашнего насилия, даже в случае если оно не было зафиксировано органами социальной защиты).

При уменьшении ставки страховых взносов одному из родителей-пенсионеров не предоставляется возможности перераспределить их в большую сторону другому родителю-пенсионеру, чтобы не было какой либо финансовой выгоды кому-либо из родственников.

Тогда как минимум снизятся конфликты с проживающими родителями-пенсионерами, тёща будет уважительно относиться к жениху, как и свёкр к невестке, чтобы частично не лишиться (хоть и ненамного) доплаты к пенсии от них.

Так же родители будут более правильно, грамотно воспитывать своих детей, не перебарщивая в угрозах, оскорблениях, шлепках в отношении к ним, чтобы не лишиться доплаты к пенсии от них, когда они вырастут (начнут работать) не посчитали, что родители неправильно (жестоко) воспитывали их в детстве.

К слову.

Для большего снижения домашнего насилия в семьях, необходимо в первую очередь бороться с предпосылками и причинами их появления. А, в большинстве случаев семейно-бытовые конфликты возникают по причине пьянства (нездорового образа жизни).

Также государство легко может создать условия для снижения в 3 раза стоимости съёма арендного жилья в городах (ссылка внизу статьи), чтобы жена (зачастую не имеющая право на жильё) в случае домашнего насилия, сразу же могла временно снять отдельное недорогое жильё (а не ехать к родителям, далеко от работы), не бояться подать в суд на развод (из-за того, что ей негде будет жить).

В пятых. Для усыновляемых и удочеряемых детей в возрасте до 16 лет, размер возможной будущей переводимой ими ставки взносов на страховую пенсию их приёмным родителям-пенсионерам должен зависеть от количества совместно прожитых лет в семье. Но только до наступления 16 летнего возраста детей. То есть, каждый год совместного проживания в семье составляет 1/16 части от будущей ставки переводимых ими взносов.

Относительно ставки страховых взносов на накопительную часть пенсии. Правительство в последние годы, по сути "превратило" её во взносы на индивидуальную страховую часть пенсии (в очередной раз "заморозив" перевод взносов в Негосударственные пенсионные фонды).

С ведением предлагаемого варианта (перевода части пенсионных взносов родителям) станет выгоднее переводить страховые взносы на страховую часть пенсии своим родителям, нежели переводить взносы в Негосударственные пенсионные фонды, доходность которых сомнительна.

Тогда, ориентировочно, пенсионер сможет получать доплату к пенсии с работающих детей, в размере соизмеримой с половиной НДФЛ их зарплаты.

В заключение статьи.

Даже при всей очевидности положительного эффекта (пользы) для России, от предложенного способа по частичному изменению размера пенсий родителей-пенсионеров в зависимости от количества родившихся детей у их взрослых сыновей и дочерей и размера их зарплаты.

Данный способ руководство Фонда пенсионного и социального страхования РФ, как и власть (правительство) вероятнее всего не захочет внедрять в систему обязательного пенсионного страхования.

По причине их стремления к достижению другой более значимой и более выгодной для них цели, обозначенной в ратифицированной от 03.10.2018 N349-ФЗ Конвенции 102 «О минимальных нормах социального обеспечения», где в Приложении к Разделу XI установлены периодические выплаты бенефициарию по Старости в 40%.

Прикрываясь данной Конвенцией, нынешняя власть в первую очередь стремиться защитить интересы правящей элиты, обеспечивая для них финансовое благополучие по выходу на пенсию (по старости), не меньше 40% от их прежних и без того высоких зарплат (доходов).

Поэтому все другие преобразования в пенсионной системе (даже если они и принесут пользу для России), которые хоть как-то могут повлиять на уменьшение ожидаемых пенсионных доходов представителей правящей элиты, будут ими (нынешней властью) игнорироваться и блокироваться.

Относительно ратифицированной Конвенции 102 «О минимальных нормах социального обеспечения», от неё скорее всего придётся отказаться, так как она будет препятствовать внедрению более полезных преобразований (гибких, эффективных стимулов) не только в пенсионной системе, но и в других социальных сферах.

Заключение статьи должно даёт повод задуматься над негативными издержками существования элитарного общества, на которое опирается нынешняя власть. И ради поддержания финансового благополучия которой (правящей элиты) на пенсии, обществу (большинству российских граждан) приходится терпеть несовершенство пенсионной системы с ухудшением демографической ситуации в стране.

Так же, рекомендую статьи по решению важных социально-экономических проблем в России. Экспертное мнение, аналитика о ситуации в обществе России.

Недостатки новой пенсионной системы расчёта пенсии и увеличения пенсионного возраста. Пути социально справедливого реформирования пенсионной системы

Грамотная реализация введения прогрессивной шкалы налогообложения НДФЛ. Со стимулированием вести здоровый образ жизни гражданами

Как уменьшить стоимость съёма арендного жилья (квартиры)

Проблемы и будущее развитие современных браков в России. Стимулирование продолжительной устойчивости брачно-семейных отношений в современной патриархальной семье предлагаемыми способами

Альтернативный вариант поэтапного дифференцированного сокращения рабочего времени (рабочей недели) в России. Доводы и аргументы в её пользу

Бензин, как сделать его дешевым в России