Предложение по частичному изменению размера пенсий родителей-пенсионеров в зависимости от количества родившихся детей у их взрослых сыновей и дочерей и размера их зарплаты. С целью стимулирования заинтересованность родителей иметь нескольких детей, в правильном их воспитании, в получении детьми хорошего образования
Под редактирована 9.04.2023 г.
Сейчас, действующая система обязательного пенсионного страхования заставляет граждан много и дольше работать, но не стимулирует заводить большее число детей в семье.
Поэтому становится актуальным пересмотр существующей системы обязательного пенсионного страхования.
А именно, в рамках действующего пенсионного страхования, предоставить возможность работающим гражданам (имеющих собственных детей), перечислять часть взносов на страховую пенсию, непосредственно своим родителям-пенсионерам (на их личные пенсионные счета). Иными словами, ввести частичное изменение размера пенсии в зависимости от количества детей у их взрослых сыновей и дочерей и их заработной платы.
В поддержку данного способа повышения рождаемости, говорит ещё и тот факт. Что странах Африки и Азии где высокий уровень рождаемости, одной из причин - почему родители рожают больше детей, является необходимость в будущем материальной поддержки себя в старости за счёт работающих детей, так как в данных странах полностью или частично отсутствуют пенсии (государственная поддержка пенсионеров).
В России данный стимул материальной поддержки работающими "взрослыми детьми" своих родителей-пенсионеров перестал работать, потому что он перекрывается пенсионными стимулами «чем больше и дольше работаешь, тем больше будет пенсия» вне зависимости сколько у тебя детей. Вдобавок большинство "взрослых детей" сильно закредитованы, поэтому происходит обратное, родители-пенсионеры оказывают материальную поддержку своим "взрослым детям".
Для информации.
С 2023 года Пенсионный фонд и ФСС преобразованы в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации или более коротко Социальный фонд России (СФР).
3. Начиная с 2023 года (в соответствии с Налоговым кодексом, Статья 425) устанавливаются тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование в следующих единых размерах (единый тариф страховых взносов), если иное не предусмотрено настоящей главой:
1) в пределах установленной единой предельной величины базы для исчисления страховых взносов – 30 %;
2) свыше установленной единой предельной величины базы для исчисления страховых взносов – 15,1 %.
Согласно Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ, статьи 22. Страховые взносы, в варианте пенсионного обеспечения без финансирования накопительной пенсии, установлены тарифы по обязательному пенсионному страхованию, выраженные в долях от единого тарифа страховых взносов (30%):
– 72,8% (или в пересчёте 21,84% относительно 30%) на финансирование страховой пенсии (30/100*72,8=21,84%), из них:
– 19,4% (или в пересчёте 5,82% относительно 30%) солидарная часть тарифа страховых взносов;
– 53,4 % (или в пересчёте 16,02% относительно 30%) индивидуальная часть тарифа страховых взносов;
Для доходов свыше установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов: все 72,8% (или в пересчёте 11% относительно 15,1%) переводятся на солидарную часть тарифа страховых взносов
Сама идея "Когда уже работающие дети должны перечислять пенсионные взносы не в общую систему пенсионного страхования, а непосредственно своим родителям, на их личные пенсионные счета", не новая.
Несмотря на свою простоту и положительные моменты: - родители буду заинтересованы в рождении нескольких детей (а не одного); - в правильном их воспитании (привитии трудолюбия); - получении детьми хорошего образования; - так как, от всего перечисленного, будет зависеть размер будущей пенсии (прибавка к пенсии) родителям - пенсионерам. До сих пор не внедрена в пенсионную систему (в обязательное пенсионное страхование), как и не включена в очередной проект новой пенсионной реформы России.
Вероятно по той причине, что ранее предлагаемые практические варианты её реализации, в реальности имеют серьёзные недостатки:
- не выгодно иметь девочек (дочерей), так как они позже начинают работать (ухаживая за родившимися детьми), и в основном зарабатывают меньше чем мужчины;
- из-за большого разрыва в доходах между богатыми и бедными, селом и городом, зарплатами рабочих и работодателей, малым размером МРОТ, опять возникнет ситуация, когда "богатые стали богаче, а бедные беднее".
К примеру, если перечислять полностью страховые взносы с начисляемой зарплаты (22% на обязательное пенсионное обеспечение) работающих граждан, на пенсии непосредственно только их родителям.
То., в сельской местности, где зарплата в пределах размера МРОТ в семье необходимо будет иметь не меньше 5 детей, чтобы родители могли себе обеспечить пенсию чуть больше прожиточного минимума пенсионера. А, вырастить 5 детей очень трудно и финансово затратно.
В тоже время в городе, семья олигарха, крупного бизнесмена, госчиновника, может иметь одного ребёнка, при этом за счёт связей устроить его на высокооплачиваемую работу, с зарплатой более чем в 5 раз превышающую МРОТ, и будут получать пенсию в том же размере. При этом, вырастить одного ребёнка легче и менее затратно.
Тем не менее, можно предложить вариант практической частичной реализации данной идеи устраняющий приведённые недостатки.
В рамках действующей системы обязательного пенсионного страхования предоставить возможность работающим гражданам (имеющих собственных детей), перечислять с дохода (зарплаты) не превышающей установленной предельной базы начисления страховых взносов (1 917 000 руб год в 2023 г. или в пересчёте 160 тыс.руб в мес.) до 7% ставки взносов (из уплачиваемых в Социальный фонд России взносов на пенсионное страхование 22% (21,84%), включённые в единый тариф страховых взносов – 30%) на страховую пенсию непосредственно своим родителям-пенсионерам, на их личные пенсионные счета.
А именно, 2% страхового взноса при рождении первого ребёнка, 4% при рождении второго, 7% при рождении третьего и последующих детей.
При этом супруг (супруга) в равном процентном соотношении перечисляют эти взносы со своих зарплат на пенсионные счета каждому из родителей (своим и родителям супруги или супруга).
Теперь разъясню более подробно.
Работающий гражданин (работодатель за него) уплачивает в Социальный фонд России (СФР) взносы на обязательное пенсионное страхование в размере 22% (21,84%), включённые в единый тариф страховых взносов.
За это, Фонд пенсионного и социального страхования по введённой бальной системе ему начисляет работающему гражданину баллы (фиксируя его вклад в систему пенсионного страхования).
Далее, в Фонд пенсионного и социального страхования смотрят, если у этого гражданина детьми (обзавёлся ли он, семьёй).
Если есть дети, то часть с его уплачиваемых взносов на страховую пенсию переводится его родителям-пенсионерам (2% ставки взноса за 1 ребёнка, 4% за 2х детей, 7% за 3х детей) в качестве надбавки к их пенсии в равных частях (1/4) каждому из родителей-пенсионеров (своих и родителей-пенсионеров супруги или супруга).
Но и не более чем - 0,5% за 1 внука, 1% за 2-х внуков, 1,75% за 3-х и более внуков, в случае если нет кого-либо из родителей-пенсионеров.
В случае если кто-либо их родителей ещё не достиг пенсионного возраста (не вышел на пенсию), то взносы переводятся на пенсионные счета бабушки и дедушке по данной родственной связи, с процентной ставкой уменьшенной в 2 раза (из расчёта деления на двоих – бабушки и дедушке по данной родственной связи).
Затем, Фонд пенсионного и социального страхования оставшуюся часть взносов на страховую пенсию (после вычета из неё надбавок пенсионерам-родителям) переводит к общей сумме поступлений на страховую пенсию со всех работающих граждан. Из которой исчисляются и производятся выплаты основной индивидуальной страховой пенсии всем пенсионерам в зависимости от их накопленных пенсионных баллов (их индивидуального вклада в Пенсионную систему, когда они работали).
Конечно, после вычета надбавок родителям-пенсионерам в Пенсионном фонде уменьшится общая сумма поступлений предназначенной на выплаты страховых пенсий всем пенсионерам. Что, в свою очередь приведёт к уменьшению (не более чем на 1/4) стоимости пенсионного балла для расчёта индивидуальной страховой пенсии всем пенсионерам. (Не влияет на накопительную пенсию и фиксированную выплату).
Из-за чего уменьшится пенсия (не более чем на 15%, с учётом накопительной пенсии и фиксированной выплаты) пенсионерам у которых нет работающих детей.
Зато, увеличатся пенсии у пенсионеров имеющих работающих детей (в среднем на 15%, за счёт прибавки к пенсии от части взносов их работающих детей). Тем более, к выходу на пенсию пенсионеров-родителей, их дети успевают создать свою семью и родить детей.
В итоге. Выигрывают работающие граждане с детьми, они и пенсионные баллы на свою будущую пенсию (с 22% взносов) сохраняют, и повышают доплату к пенсии своим родителям-пенсионерам. Главное чтобы в будущем, их дети тоже работали и обзавелись своей семьёй (детьми).
К тому же, родители-пенсионеры зачастую оказывают финансовую помощь своим работающим "взрослым детям", поэтому взносы с зарплат будут возвращаться работающим семьям через их родителей-пенсионеров.
Это повысит заинтересованность родителей иметь нескольких детей, в правильном их воспитании, в получении детьми хорошего образования. Так как от этого будет зависеть размер их будущей пенсии (прибавка к пенсии).
Стимулирует рождаемость в стране ("как один из способов решения демографической проблемы в России"). При увеличении численности трудоспособного населения по отношению к пенсионерам, отпадёт необходимость повышать пенсионный возраст.
Так же данный способ позволяет частично адаптироваться расходной части Пенсионной фонда в случае возникновения экономического кризиса, сокращения поступлений взносов в ПФ из-за сокращения рабочих мест. Тем самым, не увеличивая дефицит бюджета ПФ, и не подталкивая власть на использования непопулярных мер – очередного повышения пенсионного возраста или разгона инфляции.
Теперь, об необходимых условиях.
Во-первых. За счёт включения условий: рождения ребёнка и равный перевод взносов родителям-пенсионерам обоих супругов. Иметь девочек (дочерей) родителям станет выгодно, так как они раньше выходят замуж (обзаводятся семьёй), рожают детей.
Следовательно, родители-пенсионеры смогут с её мужа получать деньги (взносы) раньше, чем от сына.
Предотвратят в будущем в России вероятность возникновения возможного гендерного дисбаланса, который существует в некоторых странах.
Во-вторых. Для уменьшения количества разводов, бывшие супруги в одинаковой степени ограничиваются в будущем на 1/4 в получении максимального размера страховых взносов от их детей (за те года, которые они прожили в неполной семье), когда они вырастут и начнут работать.
Разведённые супруги переводят страховые взносы только своим родителям-пенсионерам, но уменьшенные так же на 1/4, покуда их внуки будут проживать в неполной семье до их совершеннолетия.
В третьих. За счёт введения ограничения размера переводимых взносов, для каждого из родителей-пенсионеров: не более чем - 0,5% за 1 внука, 1% за 2-х внуков, 1,75% за 3-х и более внуков (даже в случае если нет кого-либо из родителей-пенсионеров). Сделает не выгодным развод для жён (то есть, они не получат двойной размер прибавки к пенсии после развода).
В четвёртых. Для снижения домашнего, семейно-бытового насилия в семьях стоит дополнительно предоставить гражданам (имеющих собственных детей) право временно ограничить размеры ставки взносов переводимых пенсионерам-родителям (жены и мужа), на половину - если официально было зафиксировано административное правонарушение о домашнем насилии, и на одну треть - если семейный конфликт с применением домашнего насилия (физического, психологического – угрозы, оскорбления) не выносится в публичную "плоскость", либо за оскорбительное (унизительное) отношение тёщи (свёкра, свекрови, снохи) к ним (жене, мужу). А также в случае если они считают, что их родители-пенсионеры плохо относились к ним в детстве (неправильно воспитывали с применением домашнего насилия, даже в случае если оно не было зафиксировано органами социальной защиты).
При уменьшении ставки страховых взносов одному из родителей-пенсионеров не предоставляется возможности перераспределить их в большую сторону другому родителю-пенсионеру, чтобы не было какой либо финансовой выгоды кому-либо из родственников.
Тогда как минимум снизятся конфликты с проживающими родителями-пенсионерами, тёща будет уважительно относиться к жениху, как и свёкр к невестке, чтобы частично не лишиться (хоть и ненамного) доплаты к пенсии от них.
Так же родители будут более правильно, грамотно воспитывать своих детей, не перебарщивая в угрозах, оскорблениях, шлепках в отношении к ним, чтобы не лишиться доплаты к пенсии от них, когда они вырастут (начнут работать) не посчитали, что родители неправильно (жестоко) воспитывали их в детстве.
К слову.
Для большего снижения домашнего насилия в семьях, необходимо в первую очередь бороться с предпосылками и причинами их появления. А, в большинстве случаев семейно-бытовые конфликты возникают по причине пьянства (нездорового образа жизни).
Также государство легко может создать условия для снижения в 3 раза стоимости съёма арендного жилья в городах (ссылка внизу статьи), чтобы жена (зачастую не имеющая право на жильё) в случае домашнего насилия, сразу же могла временно снять отдельное недорогое жильё (а не ехать к родителям, далеко от работы), не бояться подать в суд на развод (из-за того, что ей негде будет жить).
В пятых.
Для усыновляемых и удочеряемых детей в возрасте до 16 лет, размер возможной будущей переводимой ими ставки взносов на страховую пенсию их приёмным родителям-пенсионерам должен зависеть от количества совместно прожитых лет в семье. Но только до наступления 16 летнего возраста детей. То есть, каждый год совместного проживания в семье составляет 1/16 части от будущей ставки переводимых ими взносов.
Относительно ставки страховых взносов на накопительную часть пенсии. Правительство в последние годы, по сути "превратило" её во взносы на индивидуальную страховую часть пенсии (в очередной раз "заморозив" перевод взносов в Негосударственные пенсионные фонды).
С ведением предлагаемого варианта (перевода части пенсионных взносов родителям) станет выгоднее переводить страховые взносы на страховую часть пенсии своим родителям, нежели переводить взносы в Негосударственные пенсионные фонды, доходность которых сомнительна.
Тогда, ориентировочно, пенсионер сможет получать доплату к пенсии с работающих детей, в размере соизмеримой с половиной НДФЛ их зарплаты.
В заключение статьи.
Даже при всей очевидности положительного эффекта (пользы) для России, от предложенного способа по частичному изменению размера пенсий родителей-пенсионеров в зависимости от количества родившихся детей у их взрослых сыновей и дочерей и размера их зарплаты.
Данный способ руководство Фонда пенсионного и социального страхования РФ, как и власть (правительство) вероятнее всего не захочет внедрять в систему обязательного пенсионного страхования.
По причине их стремления к достижению другой более значимой и более выгодной для них цели, обозначенной в ратифицированной от 03.10.2018 N349-ФЗ Конвенции 102 «О минимальных нормах социального обеспечения», где в Приложении к Разделу XI установлены периодические выплаты бенефициарию по Старости в 40%.
Прикрываясь данной Конвенцией, нынешняя власть в первую очередь стремиться защитить интересы правящей элиты, обеспечивая для них финансовое благополучие по выходу на пенсию (по старости), не меньше 40% от их прежних и без того высоких зарплат (доходов).
Поэтому все другие преобразования в пенсионной системе (даже если они и принесут пользу для России), которые хоть как-то могут повлиять на уменьшение ожидаемых пенсионных доходов представителей правящей элиты, будут ими (нынешней властью) игнорироваться и блокироваться.
Относительно ратифицированной Конвенции 102 «О минимальных нормах социального обеспечения», от неё скорее всего придётся отказаться, так как она будет препятствовать внедрению более полезных преобразований (гибких, эффективных стимулов) не только в пенсионной системе, но и в других социальных сферах.
Заключение статьи должно даёт повод задуматься над негативными издержками существования элитарного общества, на которое опирается нынешняя власть. И ради поддержания финансового благополучия которой (правящей элиты) на пенсии, обществу (большинству российских граждан) приходится терпеть несовершенство пенсионной системы с ухудшением демографической ситуации в стране.