Бензин, как сделать его дешевым для россиян
О том, как снизить стоимость бензина, в условиях существующих факторов и причин, которые ведут лишь подорожанию бензина в России

Подредактирована 15.11.2021 г.

Цены на бензин растут

В начале новости, помогающие лучше разобраться в причинах неуклонного повышения цен на бензин в России.

МОСКВА, 12.05.2020г. /ТАСС/. Минэнерго РФ предлагает запретить импорт дешевого бензина на шестимесячный срок для поддержки российских нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ). Об этом сообщил министр энергетики РФ Александр Новак в интервью программе "Воскресный Вечер" на телеканале "Россия-1".
"Это антикризисная мера, она предлагается на шесть месяцев. И это вынужденная мера, поскольку она не совсем рыночная, но многие страны в настоящее время прибегают к такой мере.
https://tass.ru/ekonomika/8224903

Так что, россиянам не стоит надеяться на снижения стоимости бензина на автозаправках. Несмотря на то, что Россия добывает и экспортирует огромное количество нефти, своим гражданам бензин продаётся за дорого, раз он оказывается выходит дороже дешёвого импортного.

Тем более, что сейчас по действующему депферу (демпфирующему механизму), после падения цен на нефть, с текущих внутренних цен на бензин и дизтопливо в госбюджет поступят дополнительные выплаты с нефтяных компаний. Поэтому Правительству невыгодно будет снижать цену на ГСМ внутри страны, предпочтя изъять деньги с авто владельцев.

Снижение цен на нефть означает, что нефтяным компаниям снова придется доплачивать бюджету за продажу топлива на внутреннем рынке.
Согласно введенному с 1 июля 2018 года правилу, компании получают компенсации из бюджета (так называемый демпфер), если экспортные цены на топливо оказываются выше условной внутренней цены (53,6 тыс. руб. за тонну в случае бензина).
Так. Нефтяные компании в 2019 г. должны были получить из бюджета за сдерживание цен на топливо внутри страны 250-300 млрд руб. https://www.vesti.ru/doc.html?id=3214788
Если же экспортные цены формируются ниже этого уровня, уже компании доплачивают в бюджет. Таким образом, демпфер призван сглаживать влияние внезапных изменений внешних цен для внутренних потребителей.
В феврале 2020 г. демпфер стал отрицательным впервые за последний год, и компании заплатили в бюджет дополнительно 10,9 млрд руб. (при средней цене на Urals в $54 за баррель), подсчитали в «Петромаркете». Демпфер по бензину опустился до минус 1,88 тыс. руб. за тонну с 118 руб. в январе, на дизтопливо — до минус 1,96 тыс. руб. с 740 руб.
Причиной перехода демпфера в отрицательную область стало уменьшение стоимости бензина и дизтоплива на рынке северо-западной Европы на фоне эпидемии коронавируса.
https://www.kommersant.ru/doc/4283890

В России сильное нефтяное лобби, вполне возможно, что они вынудят правительство пересмотреть параметры демпфера в 2020 году в свою пользу, чтобы оставить большую часть прибыли себе с внутренних цен на бензин и дизтопливо на АЗС, для компенсации выпадающих доходов от сокращения добычи нефти в России. Либо, что уже произошло в начале года (из-за срыва сделки ОПЕК), просить дополнительно опустить (девальвировать) рубль по отношению к доллару.

В итоге, крайними останутся российские авто владельцы и бизнес, вынужденные опять переплачивать за бензин и дизтопливо.

Поэтому необходимо, взятое Россией сокращение добычи нефти, распределить между отечественными нефтедобывающими компаниями в зависимости от доли (объёму) экспортируемой ими нефти в зарубежные страны, в первую очередь, к доли (объёму) производимой ими ГСМ (бензина, дизельного топлива, керосина) и их качества (евро стандарта, глубины переработки нефти), во вторую очередь, к доли (объёму) проданной в качестве исходного сырья для изготовления отечественными товаропроизводителями высокотехнологичных изделий, материалов и компонентов к товарам, и в третью очередь, к доли (объёму) проданной в качестве исходного сырья для изготовления отечественными товаропроизводителями простых материалов и компонентов к товарам (такие как изготовление асфальта, строительного битума и т.п.).

Чем ниже это соотношение, тем больше для отдельной нефтедобывающей компании (по отношению к другим) вводится ограничение на добычу нефти.

Это стимулирует нефтяные компании вкладываться в отечественную нефтепереработку, что приведёт к избыточному предложению бензина и дизтоплива внутри страны и снижение их стоимости.

К основным причинам, взаимосвязанным факторам, которые ведут к подорожанию бензина внутри России, необходимо отнести следующие.

Это реализуемый Правительством РФ, "Налоговый манёвр" по уменьшению экспортных пошлин и увеличению ставок налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ).

Экспортная пошлина в нефтяной отрасли может быть обнулена к 2024 году. Параллельно будет введен отрицательный акциз на нефть для компаний, причем для некоторых он будет дифференцирован в зависимости от удаленности НПЗ. По оценкам правительства, от завершения налогового маневра дополнительный доход бюджета составит 1,3-1,6 триллиона рублей за 6 лет.
https://rg.ru/2018/06/21/pravitelstvo-odobrilo-zavershenie-nalogovogo-manevra-v-neftianoj-otrasli.html

Ввероятно, повышение ставок ещё затронит новый налог на дополнительный доход (НДД) при добыче нефти, который планируют ввести с 1 января 2019 г., для 4 групп учатков недр вместо налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) http://www.interfax.ru/business/619832.

Только вот, налоговая нагрузка в конечном итоге ложится на автомобилистов покупающих дорогой бензин, и на граждан оплачивающих повышенные суммы в счетах за услуги ЖКХ и подорожавшие от инфляции продукты, вещи, другие потребительские товары и услуги.

И данное поэтапное увеличение цен (тарифов), планово продолжится до 2024 года.

Так же стоит не забывать, о ежегодном плановом повышении акциза на бензин и дизельное топливо с 2018 по 2020 годы.

Но, из-за резкого роста цен на бензин в 2018 году, повышение акцизов на бензин и дизельное топливо вероятно было перенесено на последующие годы.

Полученные дополнительные доходы в бюджет от повышенного НДПИ, как и доходы в Дорожные фонды от установленных высоких акцизов на бензин, власть не научилась эффективно вкладывать в развитие экономики, в строительство и качественный ремонт дорожной инфраструктуры страны. Выделенные денежные средства разворовываются через коррупционные схемы. А на оставшиеся деньги подрядчики делают "халтурную" работу, сокращая срок службы объектов (автодорог) до следующего капитального ремонта.

Необходимость обнуления экспортных пошлин (помимо желания увеличить налоговые поступление в бюджет) связана ещё с выполнением требованием стран - членов ВТО, к России, отменить экспортные пошлины на нефть (газ, дерево и т.д.), так как в этом, они видят механизм субсидирования внутрироссийских потребителей (производителей), что не соответствует соглашениям ВТО.

Так, согласно условия из "Генерального соглашения о тарифах и торговле 1947". Статьи XVIII "Правительственная помощь экономическому развитию", - что.., прежде чем оказать правительственную помощь промышленности, придётся договариваться с заинтересованными участниками ВТО, чтобы интересы других договаривающихся сторон были защищены* в достаточной степени. (*-в пояснении, это означает предоставление взамен компенсационных уступок).

За субсидирование внутрироссийских производителей посредством низких цен энергоносители (туже нефть и газ), с России, страны - участники ВТО, могут взамен потребовать, предоставить им компенсационные уступки (к примеру, снижение импортных пошлин, на ввозимые товары).

Поэтому, Правительство поэтапно уменьшает (с планируемой последующей отменой) экспортные пошлины на экспортируемые энергоносители.

Так же не стоит забывать ещё про одно условие ВТО, это выравнивание внутренних цен на энергоносители с ценами на энергоносители в странах ВТО.

Действующее Правительство (власть), не изъявляет желание выходить из ВТО, даже не смотря на вводимые санкции в отношении российского бизнеса.

В июле 2017г., президент РФ В.Путин на пресс-конференции саммита Группы двадцати G20 в Гамбурге сказал: «Мы выступаем за снятие всяких ограничений, за свободу торговли, за то, чтобы работать в рамках правил ВТО».

Далее. Следующим фактором отложенного повышения стоимости бензина внутри России (после президентских выборов весной 2018 г.), стало более высокая стоимость бензина в Европе, в сравнении с внутрироссийскими ценами на бензин.

Поэтому нефтяным компаниям стало выгоднее экспортировать бензин в зарубежные страны, нежели продавать его внутри страны. Тем более, что Федеральная антимонопольная служба (ФАС) лишь предупреждает нефтяные компании о необходимости соблюдать нормы продажи бензина и дизельного топлива на внутреннем рынке, нарушение которых привело к созданию дефицита бензина на бирже. А так же выполнять четырёхстороннее соглашение, заключённое между ведомством (ФАС), нефтяники, Ростехнадзором и Росстандартом, ещё в 2011году.

Нефтекомпании взяли на себя обязательства по модернизации НПЗ и объемам поставок нефтепродуктов на внутренний рынок. Начальник управления ТЭК ФАС Дмитрий Махонин заявил “Ъ”, что служба «крайне отрицательно» относится к невыполнению четырехсторонних соглашений и «недавно ряду компаний были направлены напоминания о необходимости отгрузки на внутренний рынок 20% от произведенных светлых нефтепродуктов». https://www.kommersant.ru/doc/3643144

В том же источнике указано.

«Из-за изменившихся макроэкономических, ценовых и налоговых условий темпы инвестирования в модернизацию замедлились»,— подтвердили “Ъ” в ведомстве, добавив, что в отрасли нет «понимания долгосрочной системы налогового и таможенного регулирования», а рентабельность инвестиций низкая. Среди НПЗ крупных нефтекомпаний по выходу светлых нефтепродуктов, по данным Минэнерго, лидируют ТАНЕКО «Татнефти» (86,1%), Волгоградский НПЗ ЛУКОЙЛа (75,8%), Омский НПЗ «Газпром нефти» (72,6%). Наилучший показатель среди заводов «Роснефти» у НПЗ Уфимской группы (65,1%), которыми владеет «Башнефть» (в 2016 году ее контрольный пакет купила «Роснефть»), и Комсомольского НПЗ (64%). Средняя глубина переработки по РФ — 62%.

Из этого следует, что во власти (в Правительстве, в Госдуме и т.д.) довольно сильно лоббируются интересы нефтяных компаний. Мало того, что им создали комфортные условия по соглашению, не преследующие жёстких санкций за невыполнение подписанных обязательств, так и назначали им весьма малую, всего 20% ставку отгрузки на внутренний рынок от произведенных светлых нефтепродуктов.

Переходя к вопросу, как снизить стоимость бензина, дизельного топлива, в условиях существующих препятствующих факторов. От которых власть не желает отказываться (от повышенного НДПИ взамен экспортных пошлин и от высоких акцизов на бензин и дизельное топливо). Так как, Правительству проще осуществить исполнение ("за счёт изъятия денег у народа") президентские указы, озвученные в послании Федеральному собранию в 2018 году, требующие большие финансовые расходы из бюджета ("с очевидными растратами на коррупционную составляющую").

К примеру, цитаты из послания Федеральному собранию в 2018 году
«в предстоящие 6 лет необходимо практически удвоить расходы на строительство и обустройство автомобильных дорог России, направить на эти цели более 11 триллионов рублей из всех источников.»
«В 2019–2024 годах на развитие системы здравоохранения из всех источников потребуется ежегодно направлять в среднем более 4% ВВП. Но стремиться нужно, безусловно, к 5%. В абсолютном выражении это будет означать, что общие объемы расходов на здравоохранение должны увеличиться вдвое.»

Стоит вспомнить, что раньше (до введения налогового манёвра), низкая цена на бензин на российских АЗС компенсировалась получением повышенных налоговых доходов (пошлин) от экспорта нефти.

Хоть, экспортные пошлины на нефть и отменят (обнулят), но экспорт нефти по-прежнему останется, чего вполне достаточно, чтобы создать под это новое условие, способствующее компенсировать недостающую прибыль с экспорта нефти.

Просто надо привязать туже ставку в 20% отгрузки на внутренний рынок (в последствие, продажа на АЗС) произведённого отдельно бензина и отдельно дизельного топлива, к объёмам экспорта нефти в соотношении 1 к 5 (а не произведённым нефтепродуктам как установлено сейчас).

При экспорте нефти превышающей данное соотношение, на получаемую прибыль, с той части экспортируемой нефти превышающей установленный объём (1 к 5), не возмещать НДС или даже дополнительно установить повышенную ставку НДС или НДД (вместо очередного планового повышения акцизов на бензин и дизтопливо).

Так. По данным Министерства энергетики РФ.

В 2017 г. суммарный объем вывоза российской нефти с таможенной территории Российской Федерации составил 257,0 млн т, увеличившись по отношению к 2016 г. на +2,8 млн т (+1,1 %). https://minenergo.gov.ru/node/1210

При этом. За 2017 г. на внутренний рынок страны поставлено:
автомобильных бензинов — 35,2 млн т (+0,9 % к 2016 г.);
дизельного топлива — 33,1 млн т (+1,8 %, или +0,6 млн т к 2016 г.),
авиационного керосина — 9,7 млн т (+7,9 %, или +0,8 млн т к 2016 г.);
мазута топочного — 10,3 млн т (–17,6 %, или –2,2 млн т). https://minenergo.gov.ru/node/1213

Соотношения 1 к 5 (или 20%) достаточно чтобы на внутреннем рынке России возник избыток предложения бензина и дизельного топлива.
35,2 млн.т.*5=176 млн.т., что меньше 257,0 млн.т. экспортируемой нефти
33,1 млн.т.*5=165,5 млн.т., что также меньше 257,0 млн.т. экспортируемой нефти

Причём государство ещё получит доход от части экспортируемой нефти, за счёт уплаты повышенного НДС (или НДД) от продажи её. Что позволит компенсировать недостачу денежных поступлений в бюджет, которая произошла из-за временного "вынужденного" отказа от повышения акцизов на бензин и дизельное топливо. А так же, в последующие годы отчасти отказаться от повышения акцизов на бензин и дизтопливо.

Привязка объёмов продаваемого бензина (дизтоплива) к объёмам экспортируемой нефти, создаст для нефтяных компаний финансовый стимул. А именно, сохранения возможности не уплачивать НДС (или НДД) с части экспортируемой нефти, при реализации в достаточном объёме бензина и дизельного топлива внутри России (на российских АЗС), даже по более низкой цене, так как это (как отметил ранее) компенсируется сохранением налоговой льготы по освобождению от уплаты НДС (НДД) с части экспортируемой нефти.

На предложение из данной статьи была подана Общественная инициатива № 26Ф46630 , голосование в поддержку закончилось 24.08.2019г.

Итоговый результат голосования:

За инициативу подано: 1196 голосов

Против инициативы подано: 40 голосов


Далее. Для нефтяных компаний появится серьёзный стимул по модернизации своих нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ), внедрение установок для глубокой переработкой нефти, позволяющих снизить себестоимость нефтепродуктов при сохранении их качества и даже его улучшения (с целью повышения потребительского спроса на бензин, дизельное топливо).

Для государства и российского общества, от этого будет польза, не только в снижении стоимости бензина на АЗС, но и в значительном увеличении экспорта нефтепродуктов (бензина, дизельного топлива и т.д.) в зарубежные страны. Что в отличие от простого экспорта нефти, даёт больше рабочих мест внутри страны, а следовательно больший объём налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.

Что касается действующей налоговой льготы по освобождению НДС с экспортируемой нефти, как и другого экспортируемого Россией сырья (древесины, угля, стали).

То её необходимо.

Во-первых.

Устанавливать ставку НДС на экспортируемое сырьё, такие как нефть, древесина, уголь, сталь, равной (либо большей заградительной) ставки импортной пошлины в стране получателе сырья.

А то, правительства ряда стран (Канады, Америки, Евросоюза) вводя импортные пошлины, особенно завышенные заградительные на российскую сталь, помимо того, что защитили своих добытчиков сырья (тех же металлургов), так ещё и пополнили свои бюджеты с импортных пошлин.

То есть, к примеру, с импорта российской стали, зарубежные бюджеты стран от установления заградительных пошлин, вероятно начали получать больше денег, чем российский бюджет с экспорта стали в данные страны.

Тогда, если зарубежной стране нужно российское сырьё, то оно будет вынуждено снижать до минимума импортную пошлину. От этого выиграет российские экспортёры сырья, как и российский бюджет.

Во-вторых.

Распространить механизм отмены возврата НДС, либо возврат введения экспортных пошлин на всё другое экспортируемое сырьё (сталь, уголь, древесина, зерно и д.р.), превышающее устанавливаемое для них соотношение (или процент) объёма поставок (продажи) на внутренний рынок в качестве изготовленных из переработанного сырья конечных продуктов (изделий, товаров) и компонентов для изготовления других отечественных товаров (изделий, продуктов), к объёму экспортируемого данного сырья в зарубежные страны.

Это финансово стимулирует уже всех экспортёров сырья (не только нефтяников) вкладываться в развитие глубокой переработки сырья, в строительство отечественных предприятий (заводов) по производству конечных потребительских товаров, для наращивания со стороны переработчиков внутреннего спроса на их сырьё.

Что будет способствовать увеличению рабочих мест, снижению импортной зависимости России, помочь российскому бюджету слезть с сырьевой иглы.

В третьих.

В дальнейшем возможно дополнительное введение линейного увеличения размера ставки НДС или размер ставки экспортной пошлины на часть объёма экспортируемого сырья (превышающие устанавливаемое для них соотношение или процент экспортируемого сырья в зарубежные страны к объёму внутри российского потребления изготовленных из переработанного сырья конечных продуктов и компонентов для других товаров). С целью предотвращения переноса мировой инфляции (из-за раздачи в зарубежных странах от необеспеченных "вертолетных" денег) на внутри российский рынок, ведущий к повышению цен в России.

Как пример, из-за повышения спроса на арматуру на мировых рынках, последовавшего увеличения её экспорта в ущерб отечественным потребителям, привело к увеличению стоимости квартир (жилья) в России.

Так же, в дальнейшем возможен пересмотр в сторону увеличения необходимого процента объёма поставок (продажи) на внутренний рынок изготовленных из переработанного сырья конечного продукта (изделий, товаров) или компонентов для изготовления других отечественных товаров (изделий, продуктов), к объёму экспортируемого данного сырья в зарубежные страны. Чтобы с максимальной пользой недра России использовались в интересах всех россиян, как наиболее эффективно действенной альтернативы изъятого из Конституции пункта, что недра России принадлежат народу.

Так же статьи о важных экономических проблемах. Экспертное мнение, аналитика о ситуации в экономике России.

Оздоровление банковской системы и повышение устойчивости банков и всей российской финансовой системы к кризисам

Доводы и аргументы против повышения пенсионного возраста в России. Пути социально справедливого реформирования пенсионной системы

Как можно с выгодой устранить, существующую в России систему двойного налогообложения товаропроизводителей

Создание налоговых стимулов для оздоровления рыночной конкуренции в России, улучшения качества товаров, их надёжности и долговечности

Продвижение отечественного товара на внутреннем рынке

Налог с продаж для российских производителей товаров

Интернет торговля без перекупщиков, как способ, помочь отечественным товаропроизводителям

Уменьшение затрат предприятия на бухгалтерию

Меры поддержки сельского хозяйства

Проблемы и развитие отрасли информационных технологий в России

Видеопиратство и пиратский компьютерный софт..., как государству перехватить у них прибыль

Развитие автострахования. Снижение смертности в ДТП на дорогах России

Обсудить проблему повышения стоимости бензина в России и способы снижения его цены, высказать мнение, предложить свой подход к решению проблемы, можно используя аккаунты социальных сетей или в режиме Гостя (Анонимно).

Комментарии для сайта Cackle