Пути социально справедливого реформирования пенсионной системы России
Подредактирована 19.04.2023 г.
Увеличение пенсионного возраста, с целью сомнительной стабильности в будущем Пенсионной системы, и якобы возможного роста доходов пенсионеров, не означает, что она будет социально справедливой.
Чтобы Правительство отказалось от повышения пенсионного возраста выхода на пенсию для граждан, необходимо реформировать Пенсионную систему на более эффективных, социально справедливых принципах.
Первый.
Необходимо уравнять систему уплаты страховых взносов с доходов (заработной платы) размером больше установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов (с которых устанавливается пониженная ставка страховых взносов в 11% вместо 22% на обязательное пенсионное страхование), с заработными платами граждан на которые сейчас не предусмотрено снижение размера уплаты страховых взносов.
Посредством установления на большие доходы (зарплаты) прогрессивных ставок на обязательное пенсионное страхование (пропорционально изменяющихся относительно друг друга, чтобы в сумме выходило 22%):
Установление повышенных ставок на финансирование солидарной пенсии необходимо для достижения крайне важной социальной справедливости в пенсионной системе, тем более солидарной пенсионной системе. Которая должна основываться на следующем принципе.
Существующее слишком большое расслоение в получаемых доходах (заработных платах) граждан в период их трудовой деятельности, в результате издержек капиталистических производственных отношений (позволяющих получение бизнесу конкурентных преимуществ на мировых рынках, посредством дешёвого рабочего труда). Должно возмещаться (компенсироваться) гражданам, получавшим меньшие зарплаты, после выхода их на пенсию, за счёт большего перераспределения в их пользу (на их пенсию) из страховых взносов с больших доходов (зарплат).
Уровень возмещения (компенсации) вышедшим на пенсии гражданам проработавшим за меньшие зарплаты, должен обеспечить достижение в получение ими части пенсии от единой фиксированной выплаты (выплачиваемой за счёт солидарной часть пенсии) в размере соизмеримым с установленным размером прожиточного минимума пенсионера (то есть быть ему равным).
Это также будет гарантировать гражданам, которые отработали необходимый трудовой стаж и получавшие низкие зарплаты (размером от одного до двух МРОТ), то…, что при выходе на пенсию они будут получать куда больше прожиточного минимума пенсионера, в сравнении с тем, что происходит сейчас.
Данный главный принцип социальной справедливости в пенсионном обеспечении предлагается достичь за счёт введения повышенной прогрессивной ставки финансирования солидарной части пенсии (от 12 до 16%) на доходы (зарплаты) свыше установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов, из которой формируется единая фиксированная выплата в составе пенсии.
Возникает вопрос, а хватит ли отчислений на финансирование солидарной пенсии в размере 12 – 16% с больших доходов (зарплат), для того, чтобы единая фиксированная выплата всем пенсионерам сравнялась с минимальным прожиточным пенсионером.
Для этого необходимо проанализировать основные показатели Пенсионного фонда России за 2020 год.
Из которых видно, размер фиксированной выплаты в 6 тыс. руб. приблизительно на 1/3 меньше размера прожиточного минимума пенсионера в РФ в 10 тыс. руб.
С учётом того, что в 2020 году ставка взносов на финансирование солидарной пенсии для доходов (зарплат) свыше установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов, была установлена в 10%. И её предлагаемое повышение до 12 – 16% (в среднем на 1/3) будет недостаточным. Ввиду в несколько раз большего количества граждан получающих меньшие зарплаты в сравнении с количеством граждан получающих высокие зарплаты.
И даже большее увеличение ставок на большие доходы (зарплаты) не сможет перекрыть необходимость в повышении ставок для меньших доходов (зарплат) на финансирование солидарной части пенсии.
К тому же излишнее повышение ставок на финансирование солидарной части пенсии на большие зарплаты (за счёт ещё большего снижения ставок на накопительную часть пенсии), негативно скажется на желании работать бизнесу в России. А так же спровоцируют в большей степени стремление работодателей (владельцев бизнеса) свои недополученные доходы (заодно чтобы дополнительно накопить себе на старость), компенсировать уменьшением размера заработных плат рабочим и служащим работающих у них. Тем самым увеличивая долю рабочих с низкой зарплатой.
Поэтому, так же необходимо на меньшие доходы (зарплаты) повысить ставку на финансирование солидарной части пенсии, с нынешних 6%, но только до 7% (а не до 8%, что соответствовало бы повышению на 1/3). Для того чтобы сохранился дефицит фонда пенсионного обеспечения.
Тем самым чтобы наше правительство не расслаблялось, а работало по поиску скрываемых бизнесом доходов (прибыли), укрываемых от уплаты страховых взносов и налогов, сокращению теневой экономики.
Так объём теневой экономики в сфере легальной экономики (когда часть производства намеренно пытаются скрыть, для уклонения от уплаты налогов) в 2020 году составлял порядка 4% ВВП, что соответствует 4 трлн. руб (размер ВВП России в 2020 году составил 106 трлн.руб.).
Установление на доходы (зарплаты) свыше установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов, ставки от 10 до 6% на финансирование накопительной части пенсии.
Предоставит для российской экономики и бизнеса финансовый инструмент "длинных денег" – долгосрочных кредитов со средств от взносов на накопительную часть пенсии. Которые могли бы быть использованы российским бизнесом для строительства новых предприятий по импортозамешению. Включая возможность частичного их вложения в более рискованные инвестиционные инновационные проекты.
К примеру, при желании граждан они могут до половины суммы на своём накопительном пенсионном счёте вложить в инвестиционные проекты российской венчурной компании и венчурных фондов, на которые не распространяется государственное страхование вкладов.
Даже если вложения в рискованные инвестиционные проекты не принесут прибыль или вообще окажутся убыточными, то это не так ощутимо скажется на снижение уровня жизни обеспеченных пенсионеров (которые в период трудовой деятельности получали большие доходы), в отличие от малообеспеченных пенсионеров (которые в период трудовой деятельности получали меньшие доходы, зарплаты), если бы они перечисляли взносы на накопительную часть пенсии.
На денежные средства, зачисленные на финансирование накопительной части в рамках обязательного пенсионного страхования, устанавливается уплата отложенного подоходного налога (НДФЛ). Взимаемого, при их дальнейшем использовании гражданами: в получении в качестве пенсии или на неотложные нужды – на платное лечение заболеваний (из утвержденного правительством перечня социально значимых, предотвращающих инвалидность) проводимых в отечественных медицинских клиниках.
При этом ставка НДФЛ на данные пенсионные выплаты устанавливается из доходов гражданина в год их получения.
Конечно, в этом случае богатые (обеспеченные) граждане при получении накопительной части пенсии будут уплачивать меньший подоходный налог в бюджеты.
Но зато за это время, деньги находившееся на накопительных счетах были вложены в инновационное развитие отечественной промышленности, послужили созданию новых высокооплачиваемых рабочих мест.
Для граждан получающие меньшие доходы (в пределах установленной величины базы для исчисления страховых взносов) должна быть окончательно отменена накопительная часть пенсии с переводом взносов на финансирование индивидуальной части пенсии, которая в сумме составит 15%.
При этом за счёт взносов на финансирование индивидуальной части пенсии предлагается ввести куда полезный и эффективный способ социального стимулирования граждан. Об этом в следующем пункте.
Второй. Пенсия, частично зависящая от количества детей (внуков) и их заработной платы
В рамках действующей системы обязательного пенсионного страхования предоставить возможность работающим гражданам, перечислять с дохода (зарплаты) не превышающей установленной предельной базы начисления страховых взносов, часть своих взносов на страховую (индивидуальную) часть трудовой пенсии, непосредственно своим родителям-пенсионерам на их личные пенсионные счета.
А именно, 2% страхового взноса при рождении первого ребёнка, 4% при рождении второго, 7% при рождении третьего и последующих детей.
От этого выигрывают работающие граждане с детьми, они и пенсионные баллы на свою будущую пенсию (с 22% взносов) сохраняют, и повышают доплату к пенсии своим родителям-пенсионерам.
В случае, если кто-либо их родителей ещё не достиг пенсионного возраста (не вышел на пенсию), то взносы переводятся на пенсионные счета бабушки и дедушке по данной родственной связи.
В итоге, повысит заинтересованность родителей к скорейшему рождению нескольких детей, в правильном их воспитании, в получении детьми хорошего образования. Так как от этого, будет зависеть размер их будущей пенсии (прибавка к пенсии).
Стимулирует рождаемость в стране. При увеличении численности трудоспособного населения по отношению к пенсионерам, отпадёт необходимость повышать пенсионный возраст.
С учётом того, что родители-пенсионеры зачастую оказывают финансовую помощь своим работающим "взрослым детям", поэтому взносы с зарплат будут возвращаться работающим семьям через их родителей-пенсионеров.
Подробно о практической реализации предложения по частичному введению зависимости пенсии от количества детей (внуков) у взрослых сыновей и дочерей и их зарплат, рассмотрено в статье >>>
Третий.
Индивидуальная страховая пенсия не должна не назначаться из-за не доработанного страхового стажа, либо недонакопленных пенсионных коэффициентов (предоставлением взамен её, социальной пенсии, через 5 лет).
Максимум, может быть отложена, только фиксированной выплата к страховой пенсии, из расчёта, 1 год за 1/5 часть необходимого страхового стажа или необходимой суммы индивидуальных пенсионных коэффициентов.
К примеру, если у гражданина, к выходу на пенсию накоплено только 24 балла вместо 30 (необходимых для назначения страховой пенсии). То ему, откладывается на 1 год фиксированная выплата к страховой пенсии.
Четвёртый.
Чтобы пожилые граждане (в возрасте от 80 лет и старше), требующие дополнительного ухода, смогли получать немного большую пенсию.
Можно поступить также как сейчас, за счёт выплаты им большей базовой пенсии.
Либо за счёт страховой части, когда каждый пенсионер младше 80 лет передаёт 5% своих баллов пожилым пенсионерам (старше 80 лет). Тем самым, страхуя себя в получении большей пенсии, при достижении пожилого возраста (от 80 лет и старше).
Так как численность пенсионеров старше 80 лет в несколько раз меньше, чем остальных пенсионеров, добавка к страховой части пожилым пенсионерам может составить в среднем несколько десятков процентов (по отношению к большим пенсиям немного меньше, к небольшим пенсиям наоборот больше).
Пятый.
Поздний выход граждан на пенсию надо стимулировать иным образом, не обделяя остальных пенсионеров (уменьшая их пенсионные права, от перераспределения денег в пользу работающих пенсионеров). Так и не ограничивая в получении (или индексации) пенсий работающим пенсионерам.
Работающий пенсионер должен полностью получать пенсию.
В целях дополнительного стимулирования заинтересованности пенсионеров продолжить трудиться.
Необходимо уменьшить исчисляемый НДФЛ в 1,5 – 2 раза на заработную плату размером до 2-3х МРОТ для работающих пенсионеров по ряду малопривлекательных низкооплачиваемых профессий.
Возможно это, ещё заинтересует работодателей в найме на работу пенсионеров, на низкооплачиваемые профессии, на которые молодёжь не хочет идти работать, либо на работы, где используется дешёвый труд гастарбайтеров. Тем самым снизив социальную напряжённость в обществе.
Так же использование стимулирующего НДФЛ, позволит Пенсионному фонду, отказаться от применяемого сейчас стимула – "дополнительного увеличения пенсии" (за счёт повышенных коэффициентов) для тех, кто позже выходит на пенсию (продолжает работать).
Работающие пенсионеры выгодны. С них работодатели уплачивают НДФЛ в региональные бюджеты и страховые взносы в ФОМС и ФСС.
Шестой. Наследование части пенсии
Действующая Пенсионная система похожа на участие в лотерею.
Есть поговорка «От работы, кони дохнут». Смысл в том, что мужчины, проработавшие длительное время на тяжёлых или вредных производствах, проживут меньше чем те, кто работал в комфортных офисах (кабинетах) и т.п.. И эти работающие граждане сейчас уплачивают (или за них работодатель уплачивает) в Фонд пенсионного и социального страхования РФ не страховые взносы, а по-сути пенсионный налог.
Так как работающему гражданину, в случае не дожития им до пенсии, уплаченные страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, его правопреемникам (членам семьи) не возвращаются. Возвращается лишь дополнительные взносы на накопительную часть трудовой пенсии по программам государственного софинансирования пенсий (добровольных взносов самого гражданина или работодателя, дохода от инвестирования вышеперечисленных средств), и то...., только в том случае, если он умер до назначения ему трудовой пенсии.
Также, в соответствии с Законом, в случае смерти застрахованного лица, которому назначена срочная пенсионная выплата - "она формируется только за счет вышеперечисленных дополнительных взносов на накопительную часть трудовой пенсии гражданина, а не за счет взносов работодателя по обязательному пенсионному страхованию", оставшаяся невыплаченная часть подлежит выплате правопреемникам.
Единственное исключение, это назначение социальных пенсии для детей в возрасте до 18 лет и старше, обучающиеся по очной форме в образовательных учреждениях, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, потерявшие одного или обоих родителей, и дети умершей одинокой матери.
Чтобы восстановить справедливость в отношении работающих мужчин, которые могут не дожить до пенсии (особенно после повышения пенсионного возраста выхода на пенсию). Необходимо ввести практику переоформления части страховых пенсионных взносов, уплачиваемых работающим супругом на обязательное пенсионное страхование, на свою жену, на период до наступления совершеннолетия детей.
Такая схема выгодна мужчинам-супругам, они частично обеспечат свою семью (повышенная пенсия жены, за счёт наследования его части пенсии), не только в случае своей ранней смерти, но и за счёт того что жена выходит на пенсию раньше мужа.
При этом данное стимулирование можно расширить, чтобы оно способствовало укреплению брачно-семейных отношений в современной патриархальной семье.
Для чего (коротко).
При вступлении в брачно-семейный союз, за взятую женой (подразумевается по умолчанию) на себя повседневную рутинную женскую (с позиции российского общества) работу по дому, квартире (уборка, готовка, стирка, глажка и другая бытовая женская работа по дому, квартире), со страховых пенсионных взносов мужа (согласно предлагаемых внесений изменений в Семейный кодекс) перечисляются ежемесячно часть его пенсионных взносов (Фондом пенсионного и социального страхования переводятся страховые баллы) на пенсионные счёт жены, в размере:
Если муж не работает (не зарабатывает), то пенсионные взносы (баллы) не переводится жене. Тем самым девушки (женщины) будут стремиться в первую очередь выйти на официально работающих мужчин, как и предпочтут официальный брак, нежели сожительство (незарегистрированный супружеский союз).
Более подробно, рассмотрено в статье >>>
- от 12 до 16% на финансирования солидарной части пенсии;
- от 10 до 6% на финансирование накопительной части пенсии.
Что устранит несправедливость (переопределения денег) по отношению к пенсионерам, которые не захотели продолжить работать, по достижению пенсионного возраста. Так и уменьшить потребность самого Пенсионного фонда в дополнительных денежных средствах.
Для многих работающих мужчин, кто не доживёт до пенсии или проживёт меньше установленного срока дожития после пенсии (17 лет), страховые взносы на обязательное пенсионное страхование останутся пенсионным налогом.
- в размере ставки 1 % (от установленной сейчас ставки в 22% пенсионных взносов от своего заработка за отчётный месяц), если жена не работает (является домохозяйкой), и у них с мужем (в их семье) ещё нет несовершеннолетних детей, при этом они с мужем совместно проживают в не принадлежавшим на праве собственности мужу жилье (полной или долевой), к примеру, арендуют жильё или живут у родителей одного из супругов.
- в размере ставки 3 % (от установленной сейчас ставки в 22% пенсионных взносов), если жена официально работает, и у них с мужем (в их семье) ещё нет несовершеннолетних детей, при этом они с мужем совместно проживают в не принадлежавшим на праве собственности мужу жилье (полной или долевой);
- для нетрудоустроенных (неработающих) жён являющихся домохозяйками размер ставки дополнительно увеличивается за несовершеннолетних детей (на период до их совершеннолетия) на значение ставки 1% за одного ребёнка, 2% за двух детей и 3% за трёх и больше детей, при этом семья проживает совместно;
- для трудоустроенных (официально работающих) жён размер ставки дополнительно увеличивается за несовершеннолетних детей (на период до их совершеннолетия) на значение ставки 3% за одного ребёнка, 6% за двух детей и 9% за трёх и больше детей, при этом семья проживает совместно.
Ещё, рекомендую прочесть статьи по решению важных проблем в России. Экспертное мнение, аналитика о ситуации в экономике, обществе России.
Альтернативный вариант поэтапного дифференцированного сокращения рабочего времени (рабочей недели) в России. Доводы и аргументы в её пользу
Бензин, как сделать его дешевым для россиян
Введение прогрессивной шкалы налогообложения НДФЛ, грамотным способом
Трудоустройство молодёжи, отслужившей в армии по призыву или альтернативную службу
Продвижение отечественного товара на внутреннем российском рынке
Грамотно сократить количество «гастарбайтеров» в России. В будущем, уменьшить проблемы нелегальной иммиграции в России