Какие изменения необходимо внести в закон "О федеральной контрактной системе" (госзакупки).
Его полное название, Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд"

Под редактирована 14.03.2017 г.

Внимание.., по предложенному решению важной экономической проблемы, из данной статьи (по исключению, в сфере государственных (муниципальных) закупок, коррупционной схемы), на сайте Российской общественной инициативы (РОИ), подана общественная инициатива № 26Ф25548 , голосование в поддержку закончилось 14.03.2017 г.

С момента опубликования Министерством экономического развития, ещё проекта федерального закона "О федеральной контрактной системе" (по старому госзакупки). До последней принятой редакции федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд". В законе по-прежнему, не хватает некоторых важных моментов, которые необходимо добавить.

Так, в статью 3. (законопроекта) Основные понятия и определения.
Добавить, что контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг - является способом стимулирования отечественных товаропроизводителей и поддержки занятости российских граждан (сохранения или создания для них рабочих мест).
(Либо, в добавить в ст. 13, что контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг, преследует дополнительную цель, стимулирования отечественных товаропроизводителей и поддержки занятости российских граждан.)

Тогда в статью 31. в п.1. При осуществлении закупок заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам процедур закупок:
Добавить пункт "наличие необходимого количества (для исполнения контракта) российских квалифицированных трудовых ресурсов (как и обязательное выполнение, реализация контракта, только российскими квалифицированными рабочими, специалистами, инженерами)".

Произвести изменения в статье 33. п.1. Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами
Добавив, объект закупок должен быть отечественного производства (или совместного российско-зарубежного производства), за исключением списка товаров, аналоги которых отечественная промышленность ещё не производит. Данный список ежегодно издает Министерство экономического развития.

В итоге, это ликвидирует практику использовать для выполнения муниципальных и федеральных нужд (ремонтных и строительных работ) труд иностранных рабочих (гастарбайтеров) вместо российских рабочих. Покупку импортных объектов (машин, оборудования, материалов и т.д.) вместо аналогичных отечественных.

Чтобы исключить, в сфере государственных (муниципальных) закупок, коррупционную схему, основанную на том, что контракт на закупку (выполнение услуг) выигрывает участник, предложивший наименьшую цену за выполнение контракта. При этом, данный участник, не обладает необходимыми материальными, трудовыми ресурсами.
Это происходит, по причине предоставления в законе возможности, заказчику, не применять установленные законом критерии к участнику закупок.

Необходимо внести изменение в часть 2 статьи 32 "Оценка заявок, окончательных предложений участников закупки и критерии этой оценки".
Установив, что заказчик не вправе отменять (не применять) предусмотренные частью 1 настоящей статьи критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Так же дополнить, часть 5 (ст. 32). Сумма величин значимости всех критериев, предусмотренных документацией о закупке, составляет сто процентов. Величина значимости критерия, указанного в пункте 2 части 1 настоящей статьи, не должна превышать величину значимости критерия, указанного в пункте 1 части 1 настоящей статьи. Величина значимости критерия, указанного в пункте 4 части 1, должна быть равной величине критерия, указанного в пункте 1 части 1.

Далее.

Много вопросов возникает по статье 9. Принцип профессионализма заказчика. п.1. Контрактная система в сфере закупок предусматривает осуществление деятельности заказчика, специализированной организации и контрольного органа в сфере закупок на профессиональной основе с привлечением квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими знаниями и навыками в сфере закупок.

Создаётся впечатление, что государственные чиновники (заказчики) настолько некомпетентны, что не могут подать заявку на закупку (заключение контракта) по своей деятельности, либо на этапе проекта закона, процедура оформления заявки уже чрезмерно забюрократизирована, что требует большого объёма вычислений и т.д..
Но скорее всего, чиновники-начальники просто пытаются спихнуть с себя ответственность за госзакупку, в частности закупку для чиновничих нужд товаров премиум класса, дорогой отделки своих кабинетов, покупки мебели люкс и т.п..
Вдобавок, чиновникам больше нравится проводить проверки, находить недостатки, нарушения, нежели за что-то отвечать.

Поэтому, во-первых, в законопроекте необходимо упростить процедуру оформления закупки (подачи заявки).
Во-вторых, в обязательном порядке заявка должна утверждаться начальником - чиновником, а также быть согласована с вышестоящим чиновником, которому подчиняется данное государственное (муниципальное) учреждения, организация.
И ответственность, за грубое оформление (нарушение) в заявке, которое могло бы привести к краже (или чрезмерному перерасходу) выделенных денег, должна в равной степени ложиться на всех.

Тогда, чиновники будут бояться, через госзакупки покупать дорогие предметы роскоши, пытаться красть часть денег с госзакупки.
Также, помимо общественного контроля в сфере госзакупок, появится вышестоящий должностной контроль чиновниками, с которыми необходимо согласовывать заявки на госзакупки.

Далее, в статье 104. п.1. Ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок

Наверное, этого недостаточно. Так как это, всего лишь борьба с последствиями хищений бюджетных средств фирмами-однодневками (они все ровно после кражи денег перестанут существовать).

Необходимо внести дополнительные требования (к участникам процедур закупок) чтобы снизить возможность участвовать (регистрации) в госзакупках фирмам-однодневкам. И осуществление качественного отбора участников госзакупок.

Для этого, необходимо участникам процедур закупок предоставлять историю опыта (заверенной, подтверждённой налоговой), ряд других документов и отчётности, с целью определения уровня их деловой репутации.
При этом установить в законе, единую форму предоставления и ведения истории и оценки уровня деловой репутации (квалификации), для желающих участвовать и участников процедур гос закупок, хранящихся в едином реестре.

Уровень деловой репутации участника процедур госзакупок, должен зависеть от следующих показателей (характеристик) бизнеса:
- стабильность работы в течение длительного периода;
- отношение прибыли вложенной в развитие бизнеса, по отношению к выплатам по дивидендам акционерам, за все годы;
- рентабельность производства, рассчитываемой, как отношение прибыли от реализации к сумме затрат на производство и реализацию продукции;
- соотношение количества руководства (управленческого менеджмента, начальников), к числу рабочего персонала (инженеров, специалистов, рабочих), а также соотношение распределяемой прибыли на заработную плату между руководством и рабочим персоналом;
- используется ли труд иностранных рабочих;
- используемая форма управления бизнесом (ООО, ИП, государственная, кооператив, семейный бизнес, частная и т.д.);
- регистрация бизнеса (Россия, страны БРИКС, оффшорная зона, другое государство);
- совокупный показатель деловой репутации акционеров (менеджмента) компании (фирмы), снижающийся от подозрительных акционеров (часть акционеров неизвестна, зарубежные акционеры, акционеры без опыта работы, акционеры которые ранее работали в разорившихся компаниях, фирмах и т.д.);
- а так же, возможны другие показатели.

При не соответствии квалификации (уровня деловой репутации) участник не регистрируется в гос.закупках, при недостаточности квалификации (уровня деловой репутации) ограничивается право участвовать в конкурсах на более дорогие контракты.

Далее. Каждый участник, в своём личном кабинете (на портале госзакупок), должен указывать перечень предоставляемых им услуг, производимых товаров.
Для того, чтобы при составлении заказчиком заявки госзакупки, программа автоматически производила рассылку заинтересованным участникам процедуры госзакупки – фирмам (компаниям), способным её осуществить.
Благодаря чему, обеспечится информационное обеспечение бизнеса (включая и семейного бизнеса), повысится конкуренция за госзакупку (контракт).

Для развития сотрудничества, бизнес-партнёрства между участниками госзакупок, на портале должна предоставляться справочная информация (желательно в виде таблиц), кто какие предоставляет услуги (товары), в каком регионе РФ.

Ещё. На портале госзакупок, обязательная должна быть справочная информация: рекомендации (образцы) как правильно производить ремонт помещений (зданий и т.д.).
Не только для экономии денег на ремонте, но и для обеспечения долговечности, энергосбережения, комфортности для людей.
Чтобы исполнители ремонтных работ, придерживались данных рекомендаций (требований), а заказчик мог контролировать качество работ.

К сведению, Госзаказ занимает почти 30% совокупного оборота национального рынка закупок, остальная доля приходится на закупки коммерческих организаций. При этом, кассовое расходы федерального бюджета в 2010г. составило 10 трлн. руб.
По данным 2010 года, общий объём Государственного и Муниципального заказа в России составил:
- в 2008 году составил более 3 триллионов рублей;
- в 2009 году более 3,9 триллионов рублей;
- в 2010 году составит около 5 триллионов рублей, из которых субъектам малого предпринимательства гарантированно не менее 20%.
- с 2012 по 2015 год (по информации с Портала госзакупок http://zakupki.gov.ru), ежегодный объём в рублях, по заключённым контрактам, составляет около 5 - 6 триллионов рублей.
Какая доля в госзаказах (гос закупках) приходится на отечественные товары неизвестно.

Так же, порекомендую прочитать статьи по поддержка бизнеса, решение важных проблем в развитии экономики России. Экспертное мнение, аналитика о ситуации в экономике России.

Бензин, как сделать его дешевым в России

Недостатки новой пенсионной системы расчёта пенсии и попытки увеличения пенсионного возраста. Пути социально справедливого реформирования пенсионной системы

Недостатки государственно-частного партнёрства. Какие изменения необходимо внести в закон

Поддержка отечественных товаропроизводителей через национальную платёжную систему (НПС)

Налог с продаж для российских производителей товаров

Как можно с выгодой устранить, существующую в России систему двойного налогообложения товаропроизводителей

Интернет торговля без перекупщиков, как способ, помочь отечественным товаропроизводителям

Уменьшение затрат предприятия на бухгалтерию

Меры поддержки сельского хозяйства

Повышение размера безопасных вкладов и устойчивости банковской системы

Видеопиратство и пиратский компьютерный софт..., как государству перехватить у них прибыль

Продвижение отечественного товара на внутреннем рынке

Создание налоговых стимулов для оздоровления рыночной конкуренции в России, улучшения качества товаров, их надёжности и долговечности