Как внедрить достоинства социалистического рынка в капиталистический рынок

Опубликована 6.11.2017 г.

Вначале стоит остановиться на достоинствах и недостатках социалистического рынка СССР и нынешнего капиталистического рынка, с позиции покупателя и производителя (бизнеса).

Анализ будет произведён с привязкой к рыночному закону спроса и предложения, отражающего взаимодействие спроса и предложения и регулирование рыночных цен в зависимости от него: «Спрос на товар увеличивается со снижением цены на товар (услугу) предложенных на рынке, и наоборот, покупательский спрос уменьшается при повышении рыночной цены на товар (услугу)»
Закон спроса и предложения для социалистического и капиталистический рынков

В существовавшем социалистическом рынке СССР, были низкие цены на предлагаемые для граждан товары народного потребления, вдобавок все они были высокого качества (соответствовали требованиям ГОСТа).

Их стоимость определялась величиной общественно необходимых затрат труда на производство каждого товара (ОНЗТ), с учётом взаимосвязи между собой в народном хозяйстве (общегосударственного хозрасчёта при Сталине).

Розничная наценка в государственных магазинах была минимальная. К тому же, на один государственный магазин приходилось в несколько раз больше покупателей, чем сейчас, в капиталистическом рынке. Тем самым, за счёт большого товарооборота в магазинах, при минимальной наценке на них, позволяло обеспечить функционирование советской системы снабженческо-сбытовых организаций.

Благодаря установлению низких цен, государство предоставляло возможность советским гражданам приобрести на свою заработную плату большое количество производимых товаров.

Другое дело, государство не могло удовлетворить высокий потребительский спрос граждан в необходимом объёме производства товаров народного потребления.

Как следствие, из-за высокого потребительского спроса и малого (не достаточного) предложения товаров, в стране возник дефицит на многие товары.

За время существования СССР, советской экономике так и не удалось достичь перепроизводства по многим видам конечных товаров народного потребления на внутреннем рынке, чтобы осуществлять их экспорт на продажу в зарубежные страны, по примеру современного Китая.

Причина этого, отнюдь не в плановой экономике, так как Госплан наоборот требовал наращивание в течение ближайшей пятилетке объёмом производства товаров народного потребления.

Первая и основная причина, в негативных действиях высшего партийного руководства СССР, начиная с Хрущёва, разрушавшего сельское хозяйство, деревню http://ecology.md/page/kak-hrushhjov-ubil-sovetskuju-derevnju-video , ликвидировавшего промысловую кооперацию, артели, относящиеся к негосударственному сектору экономики (создававшие конкуренцию госпредприятиям за потребителя на местном рынке товаров, более быстро отслеживавшие изменения предпочтения покупателей, предлагавшие разнообразие в ассортименте товаров) http://www.stoletie.ru/territoriya_istorii/kak_razrushali_rossijskuju_glubinku_2011-04-22.htm

Брежнева, добившего сталинский уклад экономики (основанный на общегосударственном хозрасчёте и стимулировании, при увеличении количества производимых ими товаров (продуктов) народного потребления, либо за счёт снижении их себестоимости), введением реформы Косыгина, при которой производителям наоборот стало выгоднее завышать себестоимость выпускаемой продукции, чтобы получить большую прибыль (процент от себестоимости).

Вторая причина, в недостаточной финансовой возможности государства, осуществлять строительство новых современных предприятий и заводов, с автоматизированным (роботизированным) оборудованием, для уменьшения трудозатрат в производстве, с целью увеличения производственных мощностей по выпуску товаров народного потребления, как и с целью создания новых высокотехнологичных рабочих мест. По той причине, что государственные деньги шли в первую очередь на развитие военно-промышленного комплекса страны, для удержания паритета в гонке вооружения с США.

Партийное руководство СССР предпринимало не эффективные меры по устранению дефицита товаров народного потребления, причём не в интересах народа, за счёт снижения их покупательской способности (увеличением розничных цен на товары и сокращением заработных плат, посредством увеличения объёмов выработки для них на предприятиях).

Что вызывало недовольство у населения. Даже привело к трагическим событиям в 1962 году в Новочеркасске. Где протесты рабочих местного завода были подавлены с применением оружия (тогда погибло 24 человека).

Товарный дефицит создал благодатную среду для появления спекуляции и формированию теневой экономике, на которой обогащались лица, работающие в сфере распределения и продажи товаров (в снабженческо-сбытовых организациях), руководство предприятий (заводов) и партийная номенклатура. В то время, как Государство недополучало налоги, а простые граждане вынуждены были стоять часами в очереди в магазины, либо втридорога покупать товары у спекулянтов.

Теневая экономика породила новый класс буржуазии, сросшегося коррупцией с властью (партноменклатурой) и мафиозными связями с преступностью.

Всем им, социалистический уклад жизни общества сильно мешал, они были заинтересованы в смене существующего социалистического строя на капиталистический строй.

Тогда бы они, смогли бы, не только легализовать денежные средства приобретённые незаконным путём (та же спекуляция подпадала под действия статьи 154 Уголовного кодекса РСФСР), но и прибрать к рукам государственную собственность (госпредприятия), занять привилегированное положение в обществе.

Поэтому они в дальнейшем своими действиями, стремились довести градус недовольства народа жизнью, с целью дискредитировать в их глазах коммунистическую власть в неспособности её улучшить (по современному, понизить рейтинг доверия общества к коммунистической власти до минимума), тем самым лишить власть поддержки, а также добиться того, чтобы люди (относящиеся к разным социальным группам) начали от власти требовать перемен в жизни общества.

Далее, в начале 90-х годов искусственно был создан дефицит продовольствия в столице, чтобы в 1991 году осуществить смену коммунистического режима на "демократический строй", или как подавалось для советского народа «Свержение коммунистического тоталитарного режима и установление народной демократии в стране».

Если же, попытаться оценивать, что в итоге получилось, то в 1991 году под видом псевдо демократической революции, произошла буржуазная революция с признаками неоколониализма. Когда в государстве, к власти приводят марионеточное правительство подконтрольное зарубежным странам-кураторам, и с его помощью (через своих советников) государство в дальнейшем превращают в сырьевой придаток.

Информацию о неоколониализме можно найти в интернете, на пример http://www.intelros.ru/readroom/vek-globalizacii/glob2-2014/25179-ot-mirovoy-kolonialnoy-sistemy-do-globalnogo-neokolonializma.html

Так, правительство Ельцина консультировало более 300 американских советников. Цель неоколониализма была в том, чтобы раздробить СССР на отдельные государства, разорвать между ними экономические связи, разрушить экономику за счёт создания трудностей для ведения бизнеса, за исключением сырьевого сектора. Чередой экономических кризисов (в 1998 год) произвести обнищание населения России, сократить его численность.

Лишь то, что Ельцин подорвал своё здоровье и ушёл в отставку в конце 1999 года, России удалось в дальнейшем избежать худшего сценария неоколониализма.

Пришлось немного отойти от темы статьи, чтобы показать, к каким негативным последствиям может привести неумелое устранение дефицита товаров народного потребления в социалистической экономике.

Проблема дефицита товаров для социалистического рынка должна решаться гибкими экономическими способами.

К слову, подобные экономические меры вполне могут пригодиться в будущем случае возникновения продовольственного кризиса в стране, по разным причинам, вследствие жёстких зарубежных санкций - экономической блокады (на примере Венесуэлы), либо в случае глобальной природной катастрофы или (не дай бог) войны.

Главное, это монополия государства на спекуляцию (продажа части, до 10-20%, дефицитных товаров по завышенным, спекулятивным ценам), которая предотвратит возникновение теневого сектора экономики. А поступающие в бюджет страны повышенные налоги, с этой части дефицитных товаров, необходимо направить на строительство новых современных предприятий по выпуску дефицитных товаров, и на вложение в сельском хозяйстве, в повышение урожайности зерновых и увеличение поголовья племенного скота.

К примеру, во время появления дефицита товаров в СССР, необходимо было обязать производителей дефицитных товаров народного потребления, обеспечивать частью (10-20%) своих товаров, специализированные государственные магазины, осуществляющие продажу дефицитных товаров по повышенным ценам.

Налоги на товары в данных специализированных магазинах устанавливаются в размере от 50% до 200% повышающие цену товара до уровня цены схожих товаров продаваемых в кооперативных магазинах (в секторе негосударственной торговли), чтобы создать им дополнительную конкуренцию, тем самым вынуждая последних к понижению цен на свои товары, а так же стимулируя улучшать их качество и ассортимент.

В этих специализированных магазинах, по мере приближения нового завоза дефицитных товаров, должна действовать поэтапная уценёнка на товары (поэтапные скидки на товар), чтобы к моменту завоза оставалось не более 5-10% старого товара, который будет пополнен свежим товаром (на свежий товар устанавливаются обратно повышенные, спекулятивные цены, на старый товар продолжается снижение цен, для его распродажи до срока годности).

Дополнительно, для устранения дефицита товаров, для предприятий в СССР необходимо было установить правильные налоговые стимулы, влияющие на прибыль предприятий. Прибыль производителям и магазинам, от реализации товаров в специализированных государственные магазины, осуществляющие продажу дефицитных товаров по повышенным ценам, должна быть ниже за единицу товара, чем прибыль с реализации того же товара в обычных магазинах (отпускающих покупателю товар по низким ценам или по талонам).

Так же, для увеличения экспорта товаров на зарубежные рынки, необходимо производителям предоставить возможность оставлять всю прибыль с продажи конечного товара (за исключением сырья и комплектующих) экспортируемого в зарубежные страны, при условии, что на внутренний рынок СССР поставляется не менее 3/4 (при дефиците) 1/2 (при отсутствии дефицита) того же товара по внутренним (меньшим) ценам.

Это стимулирует производителей наращивать производство товара, конкуренция на зарубежных рынках заставит улучшать ассортимент товара, а часть налогов с экспорта товаров будет частично удерживаться с подоходного налога рабочих.

Грамотная государственная монополия на спекуляцию в СССР могла бы ещё значительно снизить и коррупцию на получение квартир "вне очереди". Можно было бы официально предоставить получение "нетерпеливым" гражданам квартиры, раньше своей очереди, если они доплатят налогами государству в размере 5%–10% от стоимости квартиры за каждый месяц, раньше планируемого подхода своей очереди.

Если, к примеру, очередь ориентировочно подойдет через 2 года, то чтобы получить квартиру вне очереди, придётся заплатить 120–240% дополнительного налога.

Полученные сверхдоходы от налогов направляются на увеличение объёмов строительства новых квартир, из их 1/3 части налога, на компенсацию за аренду жилья нуждающимся в получении квартир, кто в очереди стоит больше плановых 4-5 лет.

Теоретически, возможностей и преимуществ у социалистического рынка СССР, было больше чем у капиталистического рынка, но проблема оказалась в руководстве СССР, когда интересы руководства предприятий, снабженческо-сбытовых организаций, партноменклатуры и идеологии, оказались выше интересов граждан-покупателей.

Переходя к анализу капиталистического рынка, необходимо сказать, что в настоящий период капиталистический рынок перестал соответствовать закону спроса и предложения, в котором многие факторы принимались «при прочих равных условиях». По причине того, что сейчас капиталистический рынок потребительских товаров практически полностью принадлежит продавцам-перекупщикам (сетевым ритейлерам, магазинам, рынкам, торговым точкам), и они в большей степени устанавливают спрос и предложение под себя «Купить подешевле, продать подороже». Из-за чего в капиталистическом рынке преобладают второсортные товары.

Товары же высокого качества продавцы берут в редком случае, для привлечения той малой части покупателей, кто готов значительно переплачивать за качественный товар.

Усугубляет ситуацию ещё чрезмерно большое количество торговых точек приходящиеся на население (покупателей), из-за чего у них более высокая минимально возможная розничная наценка на товар, необходимая только для окупаемости, без расчёта на прибыль (если проводить сравнение с государственными магазинами в социалистическом рынке).

Для информации. По данным исследования Высшей школы экономики, в России порядка 5 млн. продавцов (4,9 млн.) https://www.kommersant.ru/doc/3441720

При численности населения России в 146 млн. человек, выходит, что на 30 граждан приходится 1 продавец (146млн./4,9млн.=29,8).

Производителям товаров создавать конкуренцию магазинам, за счёт увеличения числа своих торговых точек, финансово не выгодно. Так как они, если и выигрывают по цене на свой товар, то проигрывают по цене и ассортименту на товары из другой категории. Ещё проигрывают и в маркетинговой борьбе за привлечение и удержания покупателя сетевым ритейлерам.

Искажение спроса и предложения на товары, происходит ещё и от ряда других факторов: кредитования покупателей (увеличивающее спрос), агрессивной рекламы и торгового маркетинга по навязыванию покупателю покупку определённых товаров.

Улучшение ситуации для производителей товаров и покупателей, в капиталистическом рынке, возможно, предвидится лишь через несколько десятков лет, с развитием прогресса доставки товара от производителя до покупателя. С повышением возможности и доступности большинству покупателей часто закупаться на региональных оптовых рынках потребительских товаров. Развитие и использование искусственного интеллекта для облегчения покупателю выбора товара по его предпочтениям, и определения в каком месте (торговой точке) его выгоднее купить или же заказать его доставку от производителя.

При этом, в лучшем положении окажутся отечественные (местные) производители продуктов питания. В их пользу играет стабильный спрос покупателя на свежие и качественные продукты. Если только, к тому времени, вся земля не окажется в руках транснациональных корпораций, а фермерам и частникам не запретят полностью выращивать скот и птицу во всех "карантинных" регионах страны, для предотвращения распространения чумы, гриппа и других вирусов.

Отечественным производителям лёгкой промышленности (вещей, обуви), персональных гаджетов, бытовой техники, в будущем будет очень сложно конкурировать с зарубежными производителями, из-за повышения склонности покупателей к покупке товаров известных брендов, повышающий социальный статус покупателя в его субкультуре. В первую очередь, это относится к молодёжи, которая уже ведётся на рекламу товаров в социальных страницах своих кумиров (рекламируемую ими).

Сейчас мало отечественных производителей, которые могут похвастаться популярностью торговой марки (бренда) своих товаров у российских покупателей, в будущем таких будет ещё меньше.

Чем раньше государство заставит капиталистический рынок использовать (внедрить) адаптированные социалистические принципы торговли, тем больше от этого выиграют покупатели и отечественные производители.

Ниже приведу основные способы, которые помогут частичному установлению социалистических принципов торговли в капиталистическом рынке (в дальнейшем они могут быть дополнены).

Первое. Это необходимо вынудить продавцов продавать товар по социалистическому принципу рынка «Продать больше товара по меньшей наценке». За счёт стимулирования снижение стоимости, продаваемых в городе, товаров и продуктов, через принадлежащие муниципалитетам Центральные универмаги ЦУМы (при необходимости их выкупить). Установление в них, определённых условий сдачи в аренду торговых мест предпринимателям, розничным дилерам фирм-производителей.

А именно, торговые места в универмаге (ЦУМе) должны предоставляться в аренду на год, тем предпринимателям, у которых цены на продаваемые им товары (продукты) за прошедший год, были наименьшие в городе. Дополнительно, большая часть проданных товаров была отечественного производства (а продукты местного производства). А также, все реализуемые товары (продукты) должны быть высокого качества, удовлетворяющим запросам покупателей и требованиям специалистов. Продажа низкосортных товаров (продуктов) в ЦУМе запрещена.

В ЦУМе, с его большой посещаемостью покупателей, будет легко обеспечить реализацию принципа «Продать больше товара по меньшей наценке».

В итоге, снижение цен на товары в ЦУМе вынудит владельцев остальных торговых точек то же снижать цены на продаваемые товары, из-за конкуренции за покупателя, либо им придётся уходить с рынка. Подробнее...

Второе. Стимулировать безналичные расчёты в розничной торговле.

В будущем Национальная платёжная система (МИР), благодаря владению информации о количестве товаров на рынке (и в каждой отдельной торговой точке), их цене, качестве, покупательской способности каждого гражданина и его потребительских предпочтениях, будет предоставлять производителям данные, необходимые для планирования оптимального выпуска своей продукции, избегая перепроизводства товаров на рынке. Тем самым Национальная платёжная система будет приближать капиталистическую экономику к социалистической плановой экономике.

А предоставление Национальной платёжной системой гражданам-покупателям данных о наличие интересуемого их товара, его цене, качестве, сроке годности, продаваемых во всех торговых точках находящихся в районе проживания. Повысит конкуренцию между продавцами за покупателя, и заставит их снижать свою наценку в стоимости продаваемого товара. Подробнее...

Третье. Создание налоговых стимулов для оздоровления рыночной конкуренции в России, улучшения качества товаров, их надёжности и долговечности. Путём ведения категорий уровня на лицензии (высокого уровня, среднего и низкого уровня) в зависимости от качества осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), от степени удовлетворения современных требований (запросов) потребителей к товарам и услугам, уровня технологичности производства, экологичности (минимальной степени нанесения вреда окружающей среде), приверженности высоких стандартов (качеству, установленных норм по фасовке (весу, объёму)).

И привязки уровня категорий лицензии к налогу на прибыль (для упрощённой системы налогообложения к ЕНВД, ЕСХН), уменьшая его (в пределах 0,5 - 1 пункта) при высоком уровне лицензии, оставляя прежним при среднем уровне лицензии и повышая его (в пределах 0,5 - 1 пункта) при низком уровне лицензии.

Это положительно скажется на повышении качества товаров и услуг для потребителей, заставит работать менеджмент компаний (особенно в компаниях монополистах) в интересах граждан, общества и экономики России, а именно больше вкладывать денежных средств (от получаемой прибыли) в развитие предприятий, в создание высокотехнологичных рабочих мест. Подробнее...

Четвёртое. Повысить потребительский спрос на фермерскую продукцию.

Чтобы поддержать российских фермеров и интересы потребителей (граждан), желающих покупать экологически чистые, качественные продукты. Заинтересовать сетевые магазины, брать под реализацию фермерские продукты, а также переработчиков закупать у фермеров их продукцию по более высокой цене.

Необходимо, ввести (а по-сути вернуть) маркировку (классификацию) качества на продовольственные товары (продукты питания), когда-то действовавшую в СССР: «Сорт высший, первый, второй, третий». Подробнее...

Пятое. Расширение логистических связей от производителя товаров до конечного потребителя (покупателя), с целью помощи отечественным товаропроизводителям в продаже и продвижении своих товаров. Посредством развития интернет торговли через Почту России (Подробнее..), а так же сайта (портала) федеральной сети оптово-распределительных центров (ОРЦ) продуктов питания с ограниченным сроком хранения (Подробнее...).

Шестое. Государственное (на региональном уровне) регулирование наценки на продовольственные товары торговыми точками, на реализуемый ими товар в интересах товаропроизводителей.

За счёт ограничения допустимой наценки на продовольственные товары для перепродавцов – реализаторов на рынках и в магазинах в пользу производителей и переработчиков продовольственных товаров, для которых наценки не должны ограничиваться, за исключением случаев предусмотренных антимонопольным законодательством.

Для чего, в рамках Федерального закона N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", региональными властями субъектов РФ должны устанавливаться ежемесячные максимально допустимые цены на каждый вид продовольственного товара. Рассчитываемые, с учётом установленных наценок на продовольственные товары, и возможности местных товаропроизводителей обеспечить потребность региона продуктах питания в определённый период года (в сезон и межсезонье) Подробнее...

Ещё, статьи о решении экономических проблем в России. Экспертное мнение, аналитика о ситуации в экономике России.

Бензин, как сделать его дешевым в России

Создание налоговых стимулов для оздоровления рыночной конкуренции в России, улучшения качества товаров, их надёжности и долговечности

Рынок отечественных товаров

Поддержка отечественных товаропроизводителей через национальную платёжную систему (НПС)

Налог с продаж для отечественных товаропроизводителей

За выход России из ВТО, или как минимум внесение существенных изменений в соглашение ВТО

Интернет торговля без перекупщиков, как способ, помочь отечественным товаропроизводителям

Уменьшение затрат предприятия на бухгалтерию

Меры поддержки сельского хозяйства

Как можно с выгодой устранить, существующую в России систему двойного налогообложения товаропроизводителей

Проблемы и развитие отрасли информационных технологий в России

Видеопиратство и пиратский компьютерный софт..., как государству перехватить у них прибыль