Проблемы и перспективы развития выездного туризма в России

Опубликована 16.10.2017 г.

Выездной туризм

Проблему ежегодного банкротства российских туроператоров и авиакомпаний, власть (в лице правительства РФ), не особо стремиться решить. Как и малоэффективен, их либеральный подход к решению проблемы, за счёт создания Ассоциации «Объединение туроператоров в сфере выездного туризма - ТУРПОМОЩЬ» с формированием Резервного фонда и фондов персональной ответственности туроператоров в сфере выездного туризма, куда перечисляются взносы туроператоры.

Так как это лишь борьба с последствиями существующих проблем в туриндустрии и секторе авиаперевозок, но ни как не с первопричинами их возникновения.

В итоге, страдают российские туристы, переплачивающие за туры и авиабилеты, несущие дополнительные финансовые убытки и получающие испорченный отдых за границей.

Ещё несёт убытки и российский бюджет, из средств которого приходится доплачивать возвращение туристов обратно в Россию, из-за того что средств, накопленных в фондах Ассоциации ТУРПОМОЩИ, не хватает, даже с увеличением размера обязательных взносов (отчислений) для туроператоров.

По данным «Коммерсантъ», в рамках директивы Росавиация использует на обанкротившейся в 2017 году авиакомпании «ВИМ-Авиа» 1,8 млрд. руб. из платежей, перечисляемых ежегодно «Аэрофлоту» зарубежными авиакомпаниями за пролет по транссибирским трассам.

Общая задолженность перевозчика «ВИМ-Авиа» за работы, услуги, топливо, аэропортовое и наземное обеспечение полетов составляет порядка 1,3 млрд. руб. Общий объем задолженности — около 7 млрд. руб.

«Аэрофлот» уже принимал активное финансовое участие в разрешении аналогичной ситуации с «Трансаэро» в 2015 году. Тогда на вывоз около 2 млн. пассажиров в течение двух месяцев перевозчик потратил порядка 17 млрд руб. https://www.kommersant.ru/doc/3423569

Для информации. Размер взносов в резервный фонд и фонд персональной ответственности туроператоров в сфере выездного туризма, определены статьями 11.4 и 11.6 Федерального закона № 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12462/

Не стоит ожидать от власти грамотного подхода к совершенствованию системы туриндустрии и авиаперевозки пассажиров. Потому что, на несовершенстве системы туриндустрии и авиаперевозок, кормятся коррумпированные чиновники, за взятки закрывающие глаза на очевидные проблемы у турфирм и авиакомпаний.

Так же, существование финансово слабых турфирм и авиакомпаний, выгодно банкам и кредитным организациям, для предоставления им кредитов.

Да и самим турфирмам и авиакомпаниям, выгодно, когда они рискуют в первую очередь деньгами клиентов (туристов и пассажиров), а не своими.

Об основных проблемах туроператоров и авиакомпаний, которые выявило банкротство авиакомпании "ВИМ-Авиа", и предложении ввести дополнительное страхование туристов, можно прочитать в Российской газете https://rg.ru/2017/10/09/passazhiram-predlozhili-strahovat-sebia-ot-nevyleta.html

Пути же совершенствования системы туриндустрии и авиаперевозки пассажиров, на самом деле, довольно просты, не требуют дополнительных взносов (скорее наоборот их впоследствии можно снизить). Дополнительно, будут способствовать повышению удовлетворения российских граждан от туристических поездок.

Для этого, необходимо внедрить принцип, перевода денег туристов и авиапассажиров, через Ростуризм, турагентствам и авиакомпаниям, только после предоставления ими заявленных услуг в полном объёме (авиаперевозки и проживания в гостинице).

То есть, деньги гражданина за туристическую путёвку, авиабилет зачисляются на счета Ростуризма (являющегося гарантом по обязательствам). Турфирмы и авиаперевозчики за счёт собственных средств, предоставляют клиенту услуги (оплачивают проживание туриста в гостинице, производят его авиаперевозку). После предоставления гражданину услуг в полном объёме, турфирмам и авиаперевозчикам, Ростуризм переводит деньги клиента за оказанные ему услуги.

Конечно, это потребует увеличения оборотных средств у турфирм и авиакомпаний. Но не настолько много, насколько может показаться на первый взгляд.

Так как, для авиаперевозчиков деньги переводятся сразу же по прибытию пассажира в место назначения. Задержка перевода денег со счетов Ростуризма на счета авиакомпании, если их счета размещены в одном банке, не более суток.

Что касается необходимых оборотных средств у турфирм, то здесь всё зависит от размера требуемой предоплаты в авиакомпании (за заказанный чартерный рейс). И от размера требуемой брони (предоплаты) в отеле (гостинице и т.п.), а так же на какой день пребывания туриста в отеле (гостинице и т.п.) необходимо произвести оплату за все дни проживания.

В любом случае, необходимо будет предоставить переходный период для турфирм и авиакомпаний, в течение в 5 лет, для увеличения у них оборотных средств.

К примеру, в первый год, на счета Ростуризма переводится 25% денег туриста за путёвку и авиабилет, на второй год - 50%, на третий - 75%, на четвёртый - 100%, на пятый год - 100%, плюс некоторую доплату из собственных оборотных средств турфирмы, авиакомпании (для достижения зачисленной денежной суммы, до размера в 10% выше средней цены по рынку за перелёт и проживание в гостинице), для резерва на случай неожиданного банкротства турфирмы или авиакомпании.

Чтобы тогда клиент-турист (пассажир) смог воспользоваться услугами другой турфирмы, авиакомпании, где вероятно стоимость путёвки и авиабилетов будет стоить дороже, чем у обанкротившейся.

Дополнительно, для турфирм, на время переходного периода, с целью снижения в необходимости иметь большие оборотные денежные средства, предоставить возможность оплачивать за проживание клиента-туриста в гостинице (отеле), после его заселения в номер, не из собственных средств турфирмы, а из зарезервированной суммы за проживание в гостинице, с денежных средств, зачисленных на счете Ростуризма, за данным клиентом-туристом.

Для чего, турфирма по согласованию с зарубежной гостиницей, в течение нескольких дней, после заселения туриста (или группы туристов) в гостиницу, направят в Ростуризм, необходимые для оплаты счёта–фактуры за проживание в этой гостинице конкретного туриста (или группы туристов с перечнем их фамилий с датами периода их планового проживания).

В этом случае, Ростуризм, после проверки достоверности реквизитов и счетов гостиницы, производит напрямую оплату этой гостинице (минуя счета турфирмы), по выставленным ими счетам-фактурам, за предоставляемую услугу проживания клиента-туриста (группе туристов) в данной гостинице.

В итоге, денежные средства клиентов-туристов, будут оставаться целыми в случае банкротства турфирмы или авиакомпании.

Благодаря этому, можно будет значительно снизить установленные сейчас (невозвратные) взносы в фонды Ассоциации – ТУРПОМОЩЬ, с 7% до 2% (уменьшая по 1% в год в течение 5-ти лет).

Для реализации заявленного предложения, потребуется.

Первое. Расширить функционал государственных информационных систем Ростуризма, в частности Государственной информационной системы (ИС) «Электронная путевка».

Согласно федерального закона № 49-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования законодательства, регулирующего туристскую деятельность», начиная с 1 января 2018 года, продажа всех пакетных туров будет регистрироваться в ИС «Электронная путевка» https://www.russiatourism.ru/operators/elektronnaya-putevka/

Чтобы, оплаченные клиентом деньги в турфирме (авиакомпании) зачислялись на счета Ростуризма, и переводились им, только после предоставления услуг клиенту-туристу, либо напрямую гостиницам (отелям), за проживание клиентов-туристов, в случае предоставления необходимых к оплате счёт-фактур, после заселения туриста в гостинице (отеле).

Тем самым, обезопасить клиента-туриста от недобросовестных турфирм (авиаперевозчиков), сохранения денег в случае их банкротства.

Второе. Добавить функционал в информационной системе Ростуризма, для возможность гражданам предварительно определиться, услугами какой турфирмой (авиакомпанией), можно воспользоваться, с учётом предполагаемого (планируемого) места отдыха (туристического направления), своих финансовых возможностей и дополнительных пожеланий.

Третье. Деньги гражданина за туристическую путёвку (турфирме), зачисляемые на счет Ростуризма, должны делиться на части: на авиабилеты к месту отдыха и обратно, и за проживание в гостинице в течение заявленного периода отдыха.

Так же, порекомендую прочитать аналитические статьи на другие острые социальные темы

Альтернативный вариант поэтапного дифференцированного сокращения рабочего времени (рабочей недели) в России. Доводы и аргументы в её пользу

Бензин, как сделать его дешевым в России

Недостатки новой пенсионной системы расчёта пенсии и попытки увеличения пенсионного возраста. Пути социально справедливого реформирования пенсионной системы

Введение прогрессивной шкалы налогообложения НДФЛ, грамотным способом

Меры по искоренению коррупции, возникновению кумовства, клановости в России

Лучший вариант, это сезонный перевод часов на зимнее - летнее время. Возможно, в качестве компромисса, с уменьшенным периодом летнего времени, с 7-ми до 6-ти месяцев (с апреля по сентябрь включительно)

О проблемах и последствиях от реализации вводимого курортного сбора в России

Легализация короткоствольного огнестрельного оружия

Вместо закона о тунеядстве, ввести дополнительную статью в Уголовный кодекс РФ для должников,
злостно уклоняющихся от возмещения вреда, за совершённые преступления, причинённые потерпевшим

Развитие автострахования. Снижение смертности в ДТП на дорогах России